Кожемяко идет ва-банк. «Олег, да ты с ума сошел?»
Иногда мужчины делают совершенно непредсказуемые вещи, где логики — ноль, зато адреналин — зашкаливает. Самое интересное, что ведь Олег Кожемяко действительно сам попросился на выборы в Приморье. Хотя все его окружение, да что там окружение, — все знакомые, в том числе, из аппарата президента, крутили пальцем у виска: «Олег Николаевич, да ты с ума сошел!». Кожемяко все эти разговоры слушал, но не слышал. Потому что когда у человека есть мечта, она, рано или поздно, должна сбыться. По крайней мере, у сильных людей все происходит именно так.
Знал, что вернется
Море и скалы в Приморье красивые, спору нет. Но главная достопримечательность края — это, конечно же, люди. Красивые и сильные, как море, и упертые, как скалы.
На выборах губернатора в сентябре сошлось все разом: усталость от бесконечных обещаний власти трансформировалась в протест. Народ с большим удовольствием показал кукиш федералам, и кукиш тот, надо сказать, был вполне заслуженный.
Ждать у моря погоды и смотреть на недостроенные «Хаяйты» изматывает. Любоваться двумя мостами — дело хорошее, однако народ как бежал из Приморья, так и бежит. Тут еще закон о пенсиях ударом под дых… А на закуску, вишенкой на торте, вместо рейсов комфортабельного «Аэрофлота» посулили «Россию», где кинофильмы не показывают. Говорите, «кина не будет, электричество кончилось»?
В ответ приморцы устроили на выборах губернатора цирк с конями, и «вынесли» врио Тарасенко вон из Приморья. С чемоданами, как и предсказывали. После двух туров голосования и взаимной чехарды на избирательных участках народ разогрелся не на шутку. Неудачливый врио, на прощание обидно прозванный «карасиком», покинул край, который так его и не принял. После чего в воздухе повисла театральная пауза… Федеральная власть начала оглядываться по сторонам, в поисках замены. Однако желающих возглавить бунтующий регион в очереди не было.
И тут с Сахалина попросился Кожемяко. В Приморье — домой.
Наверное, он отдавал себе отчет, что идет ва-банк. Понимал, что сжигает за собой мосты. И что должность губернатора самого богатого региона Дальнего Востока, нефтяной житницы с годовым бюджетом области в 100 миллиардов рублей, на дороге не валяется.
Кожемяко не мог не понимать, что за пару месяцев очень сложно, практически невозможно, заставить людей поверить в то, что ты не очередной московский засланец, а человек, которому можно доверять. Тем не менее, полномочия губернатора Сахалина и островов Курильской гряды Олег Кожемяко с себя сложил. Однако, при всем видимом безумстве этого поступка, надо делать поправку на одну важную вещь: не надо забывать, что Кожемяко — приморец. Из нашей местной, всем знакомой породы: сильный, как море, и упертый, как скала…
Почему он это сделал? Ответ на этот вопрос очень простой: да потому, что человек мечтал об этом всю жизнь! Думаю, он всегда знал, что рано или поздно — вернется. Потому, к слову, и квартиру родителей , «двушку» на Первой речке не продавал. Живет сейчас врио губернатора в ней, на госдачу селиться отказался категорически. Говорит — если выиграю выборы, куплю квартиру, «на свои».
В этом весь Кожемяко. Ему никто ничего на тарелочке с голубой каемочкой не подносил, привык всего добиваться и за все платить сам. Кино можно снимать по его биографии.
Парень из Черниговки, после монтажного техникума в Хабаровске — мастер на Приморской ГРЭС. После армии, в 1987, занялся бизнесом. Начинал, как многие в те годы, с кооператива. Попутно постигал механизм экономических процессов в институте торговли, и это не было липовой корочкой, как у других. Кооперативы в то время были у многих, однако стремительно росли единицы. В 1995 Кожемяко избрали заместителем председателя совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» (ПБТФ). В июне 1998 года возглавил совет директоров ПБТФ. В 2001 году стал депутатом Законодательного собрания Приморского края. В ноябре 2002 года — представителем Законодательного собрания Приморского края в Совете Федерации.
Кожемяко никогда не скрывал своих губернаторских амбиций. Именно это стало главной причиной его открытого противостояния с губернатором Сергеем Дарькиным. В 2004 году политическая ситуация в Приморье обострилась для Кожемяко донельзя. Он был вынужден покинуть Приморье, причем источники утверждают, что его фактически вынудили это сделать. Дарькин устранял сильного, набирающего популярность соперника. После приморского исхода началась северная эпопея, которая принесла Кожемяко благосклонность президента.
Первая ступень с марта 2005 года — вице-губернатор Корякского автономного округа. В апреле 2005 года утвержден губернатором Корякии. Кожемяко работал практически в режиме МЧС, лично курировал северный завоз и обеспечение топливом этой северной территории. Справился отлично, коряки до сих пор сожалеют, что Кожемяко забрали от них в октябре 2008 года, в Амурскую область. Там проворовался губернатор, и антикризисного корякского управленца бросили на прорыв.
И это ложь, что он не справился в «Амурке». Иначе не попал бы, в 2015 году, на Сахалин, повторимся, территорию с самым большим бюджетом. Казалось бы, о такой карьере политику можно только мечтать! Однако этот «король Севера» решил все бросить к ногам Приморья. Можно как угодно относиться к Кожемяко, как к представителю власти, но то, что человек этот способен на явно мужские поступки, это факт. И только одно это уже вызывает уважение.
Кто на новенького?
Сегодня ситуация в Приморье напоминает школьный класс, куда пришел новенький. Проверка на прочность идет полным ходом. Мессенжеры в телефонах завалены «антикожемякинскими» роликами, социальные сети "кипят протестом", и что бы не делал новоявленный врио, все воспринимается в штыки.
Это все объяснимо и ожидаемо, ибо явление Кожемяко в Приморье стало поперек горла прежде всего, не силам оппозиции, а многим представителям бизнес-элит. Кожемяко не Тарасенко, он слишком силен и слишком умен, а главное — слишком приморец, чтобы ему можно было диктовать свои правила, как это случилось с предыдущим врио. Все ходы на местной шахматной доске ему известны с юности, а умению не только держать удар, но и выигрывать Олега Кожемяко хорошо научил тренер в спортивной секции бокса. Кожемяко прекрасно понимает, что в ситуации выборного форс-мажора, когда все — против него, победу можно получить только одним способом — делами.
Так и происходит. Пока оппоненты Кожемяко кроют, он мотается по краю. То, что удалось сделать за две недели, мягко говоря, впечатляет. Сразу после назначения — Уссурийск и Михайловский район, решать проблемы наводнений. Общался с народом, с руководителями, представителями ведомств. Решено в 2019 году строить дамбу в центре Уссурийска. Бонусом жители Михайловки получили расчистку русла реки до конца, очистку колодцев и водостоков в селе, ремонт моста и дороги к нему. Плохо же? Да хуже некуда, пишут пользователи социальных сетей.
Возродил давно забытые селекторные совещания с главами муниципалитетов. Пообещал пересмотреть систему софинансирования из краевого бюджета — в частном порядке, исходя из реальных потребностей и возможностей городов и районов. Главы районов в некотором шоке — надо же, про них, в кои-то веки, вспомнили!
На Международном конгрессе рыбаков возмутился ценами на рыбную продукцию в Приморье, дав понять «рыбникам», что дружбы не будет.
— Мы заставим их работать, — заявил Олег Кожемяко, имея в виду так называемые ассоциации рыбодобытчиков, которые думают о чем угодно, только не о том, чтобы сделать вменяемыми цены на российском рынке. К слову, после этого заявления количество негативных роликов в адрес врио кратно возросло.
После рыбной темы возникла тема еще более больная, — угольные терминалы. Кожемяко заявил о праве «двух ключей». О том, что краю должно быть передано право самостоятельно работать с арендаторами терминалов, чтобы была возможность контролировать порядок эксплуатации портовых и причальных сооружений.
— Как это получается, что Москва определяет нам, как здесь жить? — возмутился Кожемяко. — Угольные терминалы — доминирующая проблема в Приморье. Если хотите перегружать уголь, постройте закрытый терминал, мы поможем. Почему считают, что в Москве все виднее? Не витайте там. По земле ходите, и будет все нормально.
Можно спросить лично
Закон о детях войны — еще один социальный прорыв Кожемяко. Над этим законом долгие годы бились депутаты от КПРФ, принять его так и не смогли. Заметим, однако, что их вариант кардинально отличался от предложенного врио, поскольку не давал детям войны никаких льгот, кроме звания. Закон, который направил в Заксобрание новый врио, кардинально другой.
— На первом этапе в 2018 году введем единовременную выплату к 80-летию края, а затем — ко Дню Победы, — рассказал Олег Кожемяко. — Еще рассмотрим возможности краевого бюджета и региональную проблематику, чтобы понять, чем именно здесь его наполнить, какие именно меры поддержки предусмотреть. В любом случае этот закон принимать будем в ближайшее время, а затем шаг за шагом его расширять.
Наверное, стоит попробовать объяснить детям войны в Приморье, а их сегодня 160 тысяч, чем этот закон плох. Только вряд ли они поймут…
Или вот еще обманутые дольщики, а их в крае более полутора тысяч. Люди годами ждут квартиры, и потеряли уже всякую надежду. Не помогли ни губернатор Миклушевский, ни врио Тарасенко. После встречи с дольщиками Кожемяко с рабочей группой буквально за ночь предложил реальные механизмы решения проблем. Для достройки объектов планируется выделить 563 млн рублей.
Что там еще? Еще не будучи избранным, Олег Кожемяко практически добился для Владивостока статуса столицы Дальневосточного федерального округа. А это, между прочим, миллиардные вливания в бюджет. Опять плохо? Разумеется, ничего хорошего в этом нет…
Равно как и в выплате, компенсирующей расходы многодетных родителей на подготовку детей к школе. С инициативой дополнительной поддержки таких семей выступил опять-таки врио губернатора края Олег Кожемяко.
— Шесть лет нам упорно доказывали, что это невозможно. И вдруг пришёл Кожемяко, и все, сразу решилось, — несколько растеряно написала в социальных сетях Ирина Медведева, человек, который много лет бился за то, чтобы эта выплата появилась. — И вроде надо радоваться, но почему-то не получается. Слишком как-то быстро у нас в последнее время принимаются законы.
А может быть все-таки надо радоваться? Попытаться, хотя бы. Тому, что появился человек, который, будучи пару недель у власти, принес видимой пользы больше, чем некоторые руководители за пятилетку у руля. И то ли еще будет!
А если возникают сомнения или вопросы, так можно лично спросить. Благо, Кожемяко максимально открыт людям: каждое утро, когда не в крае или в Москве, во Владивостоке по Тополиной аллее бегает…
Он вернулся. И это хорошо. А люди поймут, со временем, или раньше. Дела всегда убедительны.
А мечты у сильных людей обязательно сбываются.
Лада ГЛЫБИНА Фото Юрия МАЛЬЦЕВА, Игоря НИКИТИНА и Александра САФРОНОВА