Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Нырять в прорубь на Крещение – язычество. Почему церковь осуждает, а граждане- лезут?

Рубрика: Общество
18.01.2020

18 января православные отмечают Крещенский сочельник. На самом деле «Крещенский сочельник» — народное название дня накануне праздника Крещения Господня. В Церкви вместо «Крещенского сочельника» звучит «Навечерие Богоявления». Слово «навечерие» означает день, предшествующий празднику, а сам праздник Крещения Господня имеет еще одно название — «Святое Богоявление». Потому что во время Крещения Христа на реке Иордан людям было впервые открыто то, что Иисус есть Сын Божий. В тонкостях великого церковного праздника разбирается журналист «Российской газеты» Елена Новоселова.

 Может показаться, что вода, святая вода — центр событий и Крещенского сочельника, и самого Крещения, ведь все разговоры в эти дни вокруг освящения воды, запасания святой воды и купаний в проруби, все совсем не так. Главное — Крещение Иисуса Христа, которое совершилось, когда пророк Иоанн Предтеча узнал Христа среди множества людей. И то, что во время Крещения Господня миру впервые были явлены все Три Лица, Три Ипостаси Триединого Бога Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой 

Но праздник Святого Богоявления, или Крещения Господня, наступит только завтра, и для того, чтобы мы смогли духовно приобщиться к этим событиям, пережить их как реальность, Церковь готовит нас к празднику постом. Ведь пост помогает нам уйти от телесного и сосредоточиться на духовном. Празднику Богоявления предшествует строгий однодневный пост Крещенского сочельника. Как и в Рождественский сочельник, в этот день не принято вкушать пищу до «первой звезды», и после этого едят только сочиво — отваренные с медом зерна пшеницы или риса. Так как верующий в этот день стараются попасть на службу, а во время богослужения «первую звезду» символизирует выносимая после литургии свеча, то в реальной практике пост Крещенского сочельника должен был бы заканчиваться после утренней литургии.

Но в силу того, что в день Крещенского сочельника после Божественной литургии совершается великое освящение воды, на котором также присутствуют верующие, к пище в этот день мы приступаем только после первого «причащения» крещенской водой. То есть пост Крещенского сочельника длится с вечера 17 января (в Церкви день начинается с вечера накануне) до окончания молебна на освящение воды — водосвятия.

Последние годы, не без влияния СМИ, в обыденном сознании сложилось впечатление, что и Крещенский сочельник, и праздник Крещения – это некий диковинный, если не сказать дикий обычай окунаться в лютый мороз в ледяную прорубь. Ритуальный экстрим, сродни огнехождению мексиканских индейцев или глотанию шпаг древними индусами. Заблуждение.

Да, вода, как богосозданная и богоблагословенная стихия, играет особую роль в богослужении и дня накануне праздника Крещения, и самого праздника Богоявления, но смысл не в ней. Да, воду, освящаемую особым чином в день Крещенского сочельника и в день праздника Богоявления Господня, называют святыней, но только Таинство Исповеди и Таинство Причащения дают благодать очищения от грехов.

Что касается народного обычая окунаться в ледяную прорубь в день Крещения, получившего в наши дни непонятно широкое распространение, то он имеет языческие корни и далек от церковного понимания праздника Богоявления, или Крещения.

Дело тут вот в чем. На Руси, в народе, было принято праздновать Святки — период с 7 января до 18 января, с особым, разгульным весельем: масками, переодеваниями, гаданиями. Корни такого празднования уходили в язычеств. Церковь пыталась остановить людей, когда эти радости превращались в бесчинства. Церковь напоминала и о греховности гаданий, и о неуместности «переодеваний в звериные одежды и рыкания звероподобным голосом». Осуждались и другие беснования. «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. отстранению на шесть лет от Таинства Причастия) … пляски и обряды, совершаемые по-старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».

Отлучение от Причастия — наказание жестокое, особенно если оно на шесть лет, и народ понимал это. Однако не всех это останавливало. И в народе возникло такое поверье: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула. Поэтому традиция окунаться в прорубь на Крещение имеет языческую подоплеку, и в дореволюционных книгах для церковно-священнослужителей она однозначно осуждалась.

Но поскольку сегодняшнее информационное пространство формируется по принципу сенсаций, рассказ о толпах народа, в лютый мороз прыгающих в прорубь, кажется современным СМИ более эффектным, чем спокойное повествование о сути Евангельского события. Отсюда и искаженное представление о празднике Богоявления Господня, или Крещения, как о дне, когда верующие должны лезть в прорубь.

Фото: Алексей Дружинин / ТАСС Александр Рюмин/ТАСС РИА VladNews пресс-службы Администарции Приморского края