Елка с палками. Десять лет назад подмосковный ОМОН избил жителей Владивостока
Владивосток отмечает мрачную дату – десять лет разгона мирной манифестации подмосковным ОМОНом «Зубр». 21 декабря в хороводе вокруг елки на центральной площади города приняли участие граждане, возмущенные повышением пошлин на ввозимые иномарки. Акция протеста для многих участников, в том числе, для журналистов, закончилась избиением омоновцами.
Все началось с того, что 10 декабря 2008 года правительство, подогреваемое российским автомобильным «лобби», приняло постановление о повышении пошлин на ввоз японских автомашин. Жители Владивостока решили протестовать, ведь это решение било по карману многих семей.
14 декабря в городе прошла акция протеста "Правый руль – наш выбор". Колонна автомобилей, с горящими фарами, сигналя, двинулась в аэропорт. Не доехала: въезд был блокирован милицией. Там же начался импровизированный митинг, участие в котором приняло, по скромным подсчетам, более двух тысяч человек. В это же самое время, в столице Приморья, горожане устроили шествие от лодки С-56 по Корабельной набережной к администрации края, а зетам к городской администрации, по Океанскому проспекту. Надо сказать, что в те годы жители Владивостока принимали наиболее активное участие в протестных мероприятиях.
Однако попытки обратить на себя внимание федеральных властей не принесли успеха. Постановление о повышении пошлин на ввоз не отменили. И тогда жители Владивостока перешли к более решительным действиям. Уже на следующий день началась массовая пересылка sms-сообщений с датой проведения очередной акции протеста – в воскресенье, 21 декабря.
Разминались в субботу, 20 декабря. В этот день на центральной площади собрались несколько сот человек, на одежде многих были желтые ленточки. Люди держали плакаты, звучали революционные песни советских времен, обсуждали действия правительства. Сотрудники правоохранительных органов вели себя мирно, кроме того, что отобрали плакаты у митингующих, особых эксцессов не было. Через пару часов граждане разошлись, договорившись о продолжении банкета завтра, в полдень, 21 декабря.
Как потом выяснилось, приморский ОМОН отказался применять силовую акцию в отношении земляков, и пришлось вызывать ОМОН из Подмосковья «Зубр», который напрямую подчинялся главе МВД. С тех самых пор слово «Зубр» вызывает крайне негативные ассоциации у жителей Приморья. Прошло уже десять лет, однако народ не может простить того, что произошло в то «кровавое воскресенье».
В полдень 21 декабря горожане снова собрались у елки на центральной площади. Люди стали водить хоровод. Никаких призывов к беспорядкам не звучало. Тем не менее, вскоре площадь оцепили сотрудники милиции Владивостока. Из автобусов, подтянутых к площади, посыпались люди в серой форме: омоновцы отряда «Зубр». Люди в серой форме стали хватать горожан без разбора, выворачивали рук, тащили волоком по земле, били… Жителей Владивостока массово заталкивали в автозаки и увозили.
– Успел сделать снимки, перед тем, как меня схватили и бросили в автозак, — вспоминает фотокорреспондент Валентин Труханенко,- Просидел там полчаса. Потом привезли в райотдел милиции, на Махалина. Вышел из машины, спрашиваю – а дальше-то что? На меня посмотрели, плечами пожимают: не знаем, мол… Спрашиваю – так мне можно идти? Ну, иди! – говорят. Возможно, мне помогло то, что я позвонил знакомым ответственным работникам краевой администрации, прямо из автозака. Хорошо, там телефон брал…
Однако нужные телефоны были не у всех. Так, у съемочной группы телеканала «Россия» отобрали аппаратуру, а журналиста и оператора затолкали в автозак. Там уже было много иных коллег, с которыми также не церемонились: съемочные группы НТВ, ТВЦ, Первого канала, Пятого канала, японские телевизионщики из NHK, которым особенно «повезло», им разбили камеру. Кроме телевизионщиков, в Ленинском РОВД тогда побывали представители практически всех местных газет.
Прессу довольно быстро отпустили, а вот другие задержанные граждане, в массе своей, провели в КПЗ более суток, познакомились, сдружились. Некоторые из тех, водивших хоровод под елкой с палками, сегодня являются депутатами от оппозиции.
Заметим, что в ситуации разгона мирной манифестации достаточно позорно повели себя местные власти. Если губернатор Дарькин просто промолчал, то мэр Пушкарев в ответ на избиения жителей Владивостока заявил, что акцию протеста организовали «агенты Сороса». Добавим, что об избиении мирных жителей Владивостока не рассказал ни один центральный канал телевидения, хотя сюжеты отсняли все, а многие журналисты оказались избитыми. Это был один из переломных моментов для страны: стало понятно, что эпоха гласности на телевидении кончилась безвозвратно.
Лада Глыбина
Фото Валентина Труханеко