Подарок для Ына. Какими презентами обменяются лидер КНДР и президент США в Сингапуре?
Сегодня лидер Северной Кореи Ким Чен Ын и президент США Дональд Трамп «друг за другом» прибудут в Сингапур для проведения намеченной на 12 июня встречи на высшем уровне, — заявил министр иностранных дел Сингапура Вивиан Балакришнан.
Друг за другом
Грузовой самолет Ил-76 авиакомпании Air Koryo сегодня приземлился в сингапурском международном аэропорту Чанги. По данным Ренхап, борт мог в первую очередь доставить в Сингапур личные автомобили лидера КНДР Ким Чен Ына, который, как ожидается, прибудет в город-государство вечером. Точно такой же самолет привозил их, в частности, в китайский Далянь, когда его в прошлом месяце посетил Ким Чен Ын. Прямо в Сингапур вылетел из Канады, где принимал участие в саммите «Большой семерки», и президент США Дональд Трамп. Историческая встреча в гостинице Capella на острове Сентоса все-таки состоится, облегченно вздохнул мир.
Саммит в последний момент опять имел все шансы сорваться. Как это стало нехорошей традицией, причиной вновь могла стать риторика с американской стороны. Адвокат Трампа Рудольф Джулиани не нашел ничего лучшего, чтобы заявить, что лидер КНДР «на коленях умолял» о саммите. Но поскольку «адвокат дьявола», как тут же окрестили его в прессе, лицо не официальное, очередной выпад в сторону Ким Чен Ына замяли. Директор Института стратегического планирования, доктор политических наук, профессор Александр Гусев в эфире радио Sputnik оценил «беспардонные заявления» американской и сдержанную позицию северокорейской стороны.
— Это стремление унизить главу Северной Кореи и получить определенные дивиденды вызывает полнейшее недоумение. У нормального человека это вызывает раздражение. Особенно то, что это происходит перед встречей на высшем уровне. Хотим мы того или нет, лидер КНДР — это лидер державы, которая обладает ядерным оружием. Встреча двух лидеров очень важна для сохранения мира и безопасности не только на Корейском полуострове, но и в мире в целом. Эта встреча назрела. Но США пытаются возвыситься, представить себя исключительными, рассчитывают, что Трамп получит на предстоящих переговорах серьезные преференции. Этого не будет. Так в мире дела не делаются. И западные СМИ, и политический истеблишмент США оказываются Трампу медвежью услугу. А Ким Чен Ын никогда не «встанет на колени» перед американцами, — полагает Александр Гусев.
По ухабистой дороге
Того же мнения придерживаются и большинство экспертов. Министр обороны США Джеймс Мэттис заметил, что ожидать от саммита стоит «в лучшем случае ухабистую дорогу к переговорам». Старший научный сотрудник ИДВ РАН Василий Кашин также полагает, что встреча 12 июня «станет прологом к бесконечным переговорам». Каких-то прорывов от нее ожидать не стоит.
— Скорее всего, на саммите Ким Чен Ын повторит свое намерение отказаться от ядерного оружия и вспомнит о том, что взорвал ядерный полигон и уже более полугода не проводит испытаний,— считает эксперт.— Дональд Трамп признает достигнутый прогресс, пообещает не вводить больше санкций и заявит, что первый раунд прошел успешно. Это максимум, которого он сможет добиться без войны, а воевать он не готов.
Скорее всего, стороны подпишут «какую-нибудь символическую бумагу про то, что Корейская война де-юре завершена», полагает эксперт по ядерному оружию Владимир Хрусталев.
— Это красивый проект, который позволит всем объявить себя победителями — и Пхеньяну, и Вашингтону, и Сеулу,— отметил он.— Помимо этого КНДР может допустить МАГАТЭ на ряд ядерных объектов, позиционирующихся как гражданские, например, на легководную атомную электростанцию. Пхеньян также может пойти на временное прекращение наработки новых оружейных материалов и консервацию известных ядерных объектов, но только в ответ на ощутимые жесты со стороны США.
Эксперт южнокорейского ASAN Institute for Policy Studies Го Мён Хён полагает, что Ким Чен Ын должен пойти на определенные уступки Дональду Трампу, так как внутриполитическая ситуация в США в противном случае не даст возможности провести вторую встречу.
— Многие и так говорили, что ему не стоит ехать. Если ничего не удастся добиться, Конгресс будет в ярости, — высказал свою точку зрения эксперт. — Если же Ким пойдет на определенные уступки, Дональд Трамп объявит это своей победой и у Южной Кореи и Китая будут дополнительные возможности оказывать КНДР гуманитарную помощь. Это существенным образом облегчит экономическую ситуацию в КНДР.
Сам Трамп, выступая на полях саммита G7, заявил журналистам, что уже на первых минутах саммита в Сингапуре с лидером КНДР поймет, насколько серьезно настроен Ким Чен Ын достичь договоренностей по денуклеаризации Корейского полуострова.
— Я это сразу же почувствую, — сказал он. Господин Трамп предупредил, что прервет встречу, если решит, что лидер КНДР не настроен вести «серьезные переговоры». До начала официальных переговоров с северокорейской делегацией президент США намерен лично встретиться с лидером КНДР, сообщает Bloomberg. Планируется, что в этот момент в комнате будут только главы государств и их переводчики, делегации до беседы допущены не будут. Затем к переговорам присоединятся ближайшие помощники политиков — госсекретарь Майкл Помпео и советник по нацбезопасности Джон Болтон со стороны США и младшая сестра Ким Чен Ына Ким Ё Чжон — со стороны КНДР. По информации агентства, в ходе саммита может обсуждаться установление дипломатических отношений США и Северной Кореи, а также открытие американского посольства в Пхеньяне.
Цена подарка
Помимо содержательных вопросов в воздухе повисли финансовые: кто будет платить за размещение северокорейской делегации в Сингапуре? Пхеньян всегда старался переложить все свои расходы подобного рода на другие государства. К примеру, за участие северокорейской олимпийской сборной в южнокорейской Олимпиаде в феврале этого года заплатил Сеул, выложивший за это $2,5 млн. Министр обороны Сингапура Ын Эн Хэнь отметил, что часть расходов возьмет на себя принимающая сторона, но о каких суммах идет речь, он не уточнил.
Кроме того, помощники президента Трампа озадачены выбором сувенира для лидера КНДР, сообщает Politico. По словам ведущего эксперта Совета по международным отношениям Скотта Снайдера, подобрать подарок для такого политика — это «деликатная задача». С одной стороны, презент не должен оскорбить Ким Чен Ына, с другой — не должен показывать излишнее почтение руководителю КНДР. Кроме того, подарок не должен нарушать режим санкций, наложенный Советом безопасности ООН.
Консультант по этикету и деловому протоколу Татьяна Николаева сообщила «Коммерсантъ FM», что обычно при выборе презента учитывают национальные традиции и символизм вещи. Трамп, по мнению эксперта, мог бы подарить северокорейскому лидеру какое-то высокотехнологичное устройство.
— Во-первых, презенты выбираются по критериям национальных традиций, учитывать их обязательно нужно, чтобы не обидеть, не оскорбить принимающую сторону. Во-вторых, конечно, подарок должен быть либо ценный, либо символичный. Лидеров стран удивлять ценой глупо и смешно — они могут себе очень многое позволить, и, в общем-то, в этом особо не нуждаются. Они, прежде всего, предпочитают ценность другого рода, не материальную. Бывает, что президенты дарят друг другу, допустим, копии неких архивных документов или даже оригиналы, какие-то картины, и комментируют, что они хотели сказать презентом, — пояснила Татьяна Николаева. — Думаю, что Ким Чен Ын порадовался бы каким-то гаджетам, потому что все-таки в КНДР живут в отрыве от западных технологий. Ему можно преподнести какой-то супернавороченный смартфон, какое-то модное устройство, и сопроводить это соответствующим комментарием.
В 2000 году бывшая в то время госсекретарем США Мадлен Олбрайт встречалась в Пхеньяне с отцом нынешнего лидера КНДР Ким Чен Иром. Про него было известно, что он увлекается баскетболом, и она привезла ему баскетбольный мяч с автографом Майкла Джордана. Хотя Трамп может поступить в привычной для него эпатажной манере, считает директор Центра международного протокола РАНХиГС Гилана Михайлова, и, например, подарить Ким Чен Ыну что-то такое, что США готово импортировать в КНДР как намек на экономическое сотрудничество.
Что подарит Ким Чен Ын Дональду Трампу — тоже большой секрет.
Фото ТАСС и AP