«Сродни термоядерной». Глава Примгидромета о последствиях «метеорологической войны»
Технология, которая может привести к изменению атмосферы, о которой сообщила гонконгская газета, может быть очень дорогостоящей и энергозатратной, вряд ли она уже создана, при этом подобные эксперименты могут привести к необратимым изменениям климата с катастрофическими последствиями, — заявил кандидат географических наук, глава Примгидромета Борис Кубай.
Ранее гонконгская газета South China Morning Post со ссылкой на китайских ученых сообщила, что Россия и Китай в рамках совместного проекта, предположительно, испытали технологию изменения атмосферы, которая в перспективе может применяться для военных целей и управления погодой. По данным газеты, в июне якобы прошла серия из пяти испытаний, в ходе одного из них, предположительно, удалось повысить температуру ионизированного газа на больших высотах более чем на 100 градусов Цельсия. Журналисты утверждают, что с российского многофункционального радиокомплекса «Сура» по изучению ионосферы, который построили еще в советские времена, в атмосферу были «закачаны» заряженные частицы.
— Есть локальное воздействие на погоду, то есть вызвать дождь или, наоборот, чтобы его не было над конкретной площадью, городом — это возможно. Энергетические и финансовые затраты сегодня позволяют это делать. Но если вы в одном месте от дождя ушли, то в другом месте его может пройти больше, чем обычно. Есть технология, и она отработана приличное количество лет и в РФ, и в КНР. Китай в высокогорье некоторое время назад начал оборудовать установки для воздействия на облака в горах. Это та же технология, что и сброса реагентов с самолетов, это локальное воздействие, — прокомментировал РИА «Новости» Борис Кубай.
По его словам, если над горами образуются мощные дождевые облака, способные вызвать в Китае наводнения, то включаются соответствующие установки, которые размывают эти облака, и количество осадков может быть меньше. Тем же методом можно бороться с засухой. При этом воздействие на ионосферу, по мнению эксперта, может обходиться очень дорого во всех смыслах.
— Это очень дорого, нужны энергетические и финансовые запасы. Мне трудно сказать, насколько человек на сегодняшний день способен изменить климат северного полушария. На мой взгляд, это сегодня нереально, — сказал Кубай.
При этом метеоролог отмечает, что основные климатические изменения начинаются именно в атмосфере.
— Кухня погоды — не у поверхности земли, а в атмосфере. Сначала там происходят некоторые макроизменения циркуляции в атмосфере, и создаются определенные термодинамические условия для того, чтобы у поверхности земли возникали циклоны и антициклоны. Ионосфера, верхняя и средняя тропосфера, — являются прародителями погоды, — отметил Кубай.
Он также заявил об опасности глобальных изменений климата в случае подобных экспериментов.
— Я бы хотел сказать, что этого нельзя делать. Есть такой термин «метеорологическая война». Когда осуществляется активное воздействие такого масштаба, это необратимо. На того, кто это делает, последствия и могут посыпаться. Он себя не обезопасил. Это все равно, что над головой что-то начинать трясти и думать, что на тебя это не упадет, — отметил Борис Кубай, добавив, что последствия метеорологической войны «сродни термоядерной».
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА