Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Царь я или не царь? «Сверхпрезидентская» система правления: дойдет ли до Конституции

Рубрика: Политика
08.12.2018

Многие положения Конституции не реализуются, но кардинально ее менять «ни к чему», пришли к выводу юристы, собравшиеся круглый стол, приуроченный к 25-летию Основного закона. Нужно «привести жизнь в соответствие с замыслом, духом Конституции», полагает участник конституционного совещания 1993 года Виктор Шейнис. Глава комитета Совета федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас заверил, что работа по изменению Конституции сейчас не ведется ни в парламенте, ни в администрации президента.

Открывая дискуссию, глава Конституционного клуба, один из авторов Основного закона РФ Олег Румянцев предложил коллегам порассуждать, нуждается ли его текст в корректировке, — сообщает подробности «Коммерсант». За основу он предложил взять статью председателя Конституционного суда (КС) Валерия Зорькина, где поднимаются вопросы, о которых «слишком долго было не принято говорить». Господин Зорькин 9 октября опубликовал статью в «Российской газете», где сообщил, в частности, что все «недостатки» Конституции устранимы «путем точечных изменений», а необходимости в кардинальной реформе нет, невзирая на то что «Россия сегодня стоит перед лицом нарастающих внешних вызовов». По мнению главы КС, идеи о конституционной реформе порождены «чувством несправедливости», которое можно снять, решив «проблемы политической демократии». Статья, напомним, наделала много шума: многие эксперты увидели в ней тайный смысл — изменить Конституцию к окончанию президентского срока «под Путина».

Глава комитета Совета федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас рассказал, что не нашел в статье Валерия Зорькина «призывов изменить Конституцию», и заверил, что ни в парламенте, ни в администрации президента сейчас «не ведется работа по ее изменению». Сенатор сказал, что «никогда не относился» к Основному закону «как к памятнику», но любые корректировки должны быть продиктованы общественным запросом. «У нас в обществе сегодня есть запрос на изменение Конституции? Я, честно говоря, не знаю такого»,— сказал господин Клишас. Фонд «Общественное мнение» в октябре провел опрос, показавший, что 66% россиян выступают за изменение Конституции, в то время как пять лет назад так считали 44%, возразил сенатору Олег Румянцев. У Андрея Клишаса такие социологические данные «вызывают вопросы»: «Я встречал другие цифры, что с текстом Конституции знакомы только 5–6% опрошенных. А хотят изменить 66%?».

Судья КС в отставке, член Центризбиркома Борис Эбзеев сказал, что далеко не все положения Конституции работают: не реализуется принцип социального государства, право на свободу передвижения. «Шесть миллионов наших граждан не могут выехать за рубеж, потому что задолжали по платежам ЖКХ, алиментным платежам и штрафам. В Конституции написано: хочешь — заезжай, хочешь — выезжай и ни одна душа не может тебе препятствовать»,— пояснил господин Эбзеев. При этом он сомневается, что россияне — «тот народ», который «способен ограничиться только точечными изменениями в Конституцию». «Когда Клишас соберет митинг «руки прочь от Конституции», я буду в нем участвовать»,— сказал он.

Бывший народный депутат РФ Сергей Полозков также полагает, что действующая Конституция «несовершенна»: по ней в РФ «сверхпрезидентская» система правления, в ней невнятно описаны федеративные отношения. Но «менять ее ни к чему», уверен он. «Нелепость и декларативность ряда конституционных положений компенсируется необязательностью их исполнения»,— считает Сергей Полозков. Вряд ли и в этот раз дойдет до изменения Конституции, полагает экс-депутат, бывший полпред президента в КС Михаил Митюков: «На моей памяти ежегодно с 1993 года общество возбуждается пересмотром и поправками к Конституции».

В поддержку конституционной реформы высказался глава Российского общенародного союза бывший народный депутат РФ Сергей Бабурин. По его словам, «если общество загнали в тупик, не надо ограничиваться обустройством тупика, надо искать выход». Если не изменить Конституцию, страна «будет развиваться на основе нигилизма, который закреплен в ст. 13 («Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»)».

Член политкомитета партии «Яблоко», участник конституционного совещания Виктор Шейнис согласен, что «не надо заниматься обустройством тупика». Правда, у него «другое представление, что это за тупик» и как из него выходить. 1993 год, когда была принята Конституция, был «тяжелым и противоречивым», но «велись дискуссии, споры, противостояли друг другу разные позиции», рассказал он. Надо «привести жизнь в соответствие с замыслом, духом Конституции» и вывести «столкновение разных мнений наружу», то есть дать развиваться плюрализму, полагает Виктор Шейнис.

Фото ТАСС и пресс-службы президента РФ