Министру виднее. Почему приморский рис вкуснее краснодарского?
Рис – традиционно приморская культура. Во времена СССР Приморье был главной рисовой житницей страны. Есть ли перспективы для восстановления отрасли рисоводства в крае? Об этом рассуждает министр сельского хозяйства Приморья Андрей Бронц.
– Для восстановления отрасли рисоводства необходимо производство промышленного масштаба, крупными инвестиционными компаниями, – считает Андрей Бронц.
– Почему в свое время рисоводческая отрасль в Приморье вошла в кризис? Потому что выращивание риса – это большие затраты. Прежде всего – на содержание мелиоративного комплекса и подачу воды.
Андрей Бронц напомнил, что во времена СССР в Приморье была мощная система мелиорации. Построен мощный комплекс мелиоративных сооружений, работали проектные институты, строительные организации, эксплуатирующие гидромелиоративные комплексы.
После 90-х все сошло на нет. Управление мелиорации было ликвидировано, рисовые системы пришли в запущенное состояние. Теперь, по сути, нужно начинать все с нуля. Чтобы восстановить рисовые чеки в прежнем объёме, понадобятся миллиарды рублей для модернизации мелиоративной системы, и сроки окупаемости этого проекта даже с учетом государственной поддержки составят 8-12 лет.
– Восстановлением рисоводства должна заниматься крупная компания, которая сможет управлять процессом консолидации земельных и инженерных фондов, а также реконструкцией рисовых оросительных систем, – считает Андрей Бронц. – Пока же ситуация такова, что есть землепользователи и землевладельцы даже из Владивостока, которые просто сдают угодья в аренду иностранным компаниям.
На сегодняшний день основным производителем риса в России является Краснодарский край: с объемами производства 130 тысяч гектаров, тогда как у нас под выращивание риса занято всего 8,2 тысячи гектаров. Казалось бы, Кубань может полностью закрыть потребности всей страны в рисе. Но есть одна загвоздка: там очень мало воды!
В то время как в Приморье воды избыток – уровень озера Ханка, традиционной рисовой житницы, в последние годы неуклонно повышается.
Главная проблема приморских рисоводов – тарифы на электричество.
– Воды в Приморье много, а мы платим за нее большие деньги, – говорит Зоя Ким, руководитель агрофирмы, базирующейся в поселке Хороль.
– Наше предприятие много лет работает практически без прибыли. Все дорого. 57 % расходов, затрачиваемых на выращивание риса, забирает электроэнергия. Может статься, что в Краснодаре случится неурожай на рис, а у нас, к сожалению, объемы еще далеки от идеальных. И что мы тогда будем делать – попросим помощи у китайцев? Будем поднимать их экономику? Соседи из Поднебесной, конечно, завалят наш рынок зерном, им это раз плюнуть. Но по какой цене оно достанется жителям края, можно лишь догадываться. Ясно одно: китайцы за копейки рис не отдадут…
Пандемия коронавируса доказала справедливость этих слов. На повестке дня – развитие и поддержка приморских производителей.
Кроме того, по словам Бронца, вкусовые характеристики приморского риса выше из-за перепада дневных и ночных температур. Именно поэтому приморский рис поставляют даже в суши-бары Москвы и Санкт-Петербурга
– Безусловно, нам хотелось бы привлечь в качестве инвестора крупную российскую компанию, поскольку на данный момент в рисоводческом комплексе Приморья активно присутствуют зарубежные структуры, — говорит министр. – Однако в любом случае потребуются серьезные финансовые вложения, при том, что сроки окупаемости, даже с учетом государственной поддержки, не меньше десяти лет.
Анна Быстрова
Фото из социальных сетей и Олега Маркова