«Лишь бы выжать из автовладельцев». Новые правила усилят коррупционную составляющую
Центробанк вновь пересмотрел тарифы ОСАГО. Новые правила расчета страховки автомобиля начнут действовать с конца августа. Регулятор расширил коридор базовой тарифной ставки на 10%. Теперь границы стоимости полиса увеличились на 30% в обе стороны. Минимальная цена ОСАГО составит почти 2,5 тыс. руб., максимальная — 5,5 тыс. Также при оформлении ОСАГО появится возможность рассчитать индивидуальный тариф. Его стоимость будет зависеть от многих факторов, например, от наличия нарушений ПДД, возраста авто и семейного положения водителя.
Новые правила сделают формирование цены за полис ОСАГО справедливым, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:
— ОСАГО долгое время являлось не страхованием, а кассой взаимопомощи. Сама страховка так только называлась. В действительности за счет жесткой формулы расчета цены это был суррогат. Страховой продукт отличается от кассы взаимопомощи тем, что риски определяются индивидуально для каждого страхователя. Если человек водит машину аккуратно, то, скорее всего, ему будет выставлен нормальный тариф, близкий к минимальной границе тарифного коридора. Сами страховые компании говорят, что за 70% дорожно-транспортных происшествий ответственны всего лишь 5% водителей. 95% — это аккуратные автомобилисты, которые, непонятно почему, платят больше.
В нынешней редакции новые правила ставят автовладельцев в зависимое положение от страховых компаний, отметил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его мнению, страховщики будут продавать ОСАГО большинству водителей по верхней планке допустимой цены, независимо от индивидуальных критериев:
— Я в нынешних условиях против либерализации тарифов, потому что это возможно, если страховые компании ведут себя по-партнерски в отношении автовладельцев и потерпевших. Такого, увы, не наблюдается. Страховщики делают все, чтобы как можно больше выжать из плательщиков. В этих условиях отдавать на откуп установление тарифов страховым компаниям как минимум преждевременно. Кроме того, мы все годы действия закона об ОСАГО живем в условиях явно завышенных страховых тарифов. В статье федерального закона об ОСАГО четко сказано, что 80% всех сумм, собранных в страховых премиях, должны идти на выплаты страховые и компенсационные. И близко мы к этой цифре еще не подошли. В лучшем случае где-то 60% в среднем тратится на эти выплаты.
Еще одним нововведением, с которым столкнутся автовладельцы, станет ужесточение правил проведения техосмотра. С весны 2022 года водители должны будут фотографировать автомобиль при заезде и выезде из пункта техобслуживания. Новые правила лишь усилят коррупционную составляющую в сфере техобслуживания, заметил адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько:
— Придется платить за техосмотр заметно больше, как за легальный, так и за не совсем законный, потому что пункты техосмотр придется оснащать техникой, какие-то сервера заводить, куда-то эти фотографии передавать, хранить. Техосмотр прямого отношения к безопасности не имеет, потому что среди автолюбителей, может быть, и есть негодяи, лихачи, но самоубийц среди них нет. И уж какой бы ни был человек лихач, но за состоянием автомобиля он точно следит. Поэтому такие жесткие меры лишь направлены на то, чтобы сделать техосмотр для нас всех неизбежным и еще более дорогим. Понятно, что появится схема, как можно подделать фотографию, интегрировать ее в систему, с тем, чтобы были координаты. Обойти это будет не так уж и сложно.
С октября для покупки полиса ОСАГО надо будет вновь получать диагностическую карту. Сейчас приобрести полис страхования можно без техосмотра из-за ограничительных мер, связанных с коронавирусом.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА