Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

Ставка на колею. Китай лоббирует скоростную магистраль Суйфэньхэ — Владивосток

Рубрика: АТР
23.08.2018

Китай, оценивший строительство 180 км высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Суйфэньхэ и Владивостоком в $7 млрд, считает проект рентабельным. Проект лоббирует китайская сторона и одним из инвесторов выступит игорная корпорация Naga Corp. Для Пекина скоростная магистраль — это не только загрузка своих предприятий, но и способ вывезти китайских клиентов в игорную зону «Приморье».

Китай подтвердил рентабельность строительства высокоскоростной магистрали между приграничным городом Суйфэньхэ и Владивостоком, рассказал вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Заявление было сделано в Даляне на заседании российско-китайской межправкомиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона РФ и Северо-Востока КНР (господин Трутнев — сопредседатель комиссии).

Магистраль — часть ВСМ от Владивостока до Муданьцзяна, расположенного западнее Суйфэньхэ. Соглашение о намерениях по финансированию ТЭО этой ВСМ в апреле подписали Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта и China Railway Donfang Group. Строительство трассы оценивалось в $12 млрд. Скоростная магистраль Владивосток—Суйфэньхэ длиной 181 км обойдется, по словам Юрия Трутнева, в $7 млрд.

— Китайская компания на сегодняшний день разработала практически полностью ТЭО,— сообщил вице-премьер, назвав его «достаточно глубоким. — Они посмотрели все очень детально и пришли к выводу, что строительство ВСМ рентабельно.

По словам Юрия Трутнева, китайские партнеры «в общем-то готовы ее строить, но есть несколько вопросов, которые надо решить с российской стороны». В частности, это ширина колеи: обсуждалась как совмещенная колея, так и поезда с возможностью раздвигать колесные пары. Минтранс и ОАО РЖД, уточнил вице-премьер, считают, что по России должна идти отечественная колея 1520 мм.

В Минвостокразвития подтвердили оценку в $7 млрд, пояснив, что в проект заложено строительство семи новых станций, 27,1 км тоннелей и 46 км мостов. Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источник, знакомый с переговорами, основными инвесторами намерены выступить China Railway Donfang Group и Naga Corp., с российской стороны возможно участие крупнейших финансовых институтов (РФПИ, ВЭБ). Проект предполагается реализовать по концессии. По словам главы China Railway Donfang Group Цай Цзэминя, к сентябрю, когда во Владивостоке состоится Восточный экономический форум, будет готова полная документация по проекту. Другой источник сообщил, что ориентировочный срок окупаемости ВСМ, заложенный в проект,— 28 лет. Прогнозный пассажиропоток составит 5,5 млн человек, предусмотрен и транзитный грузопоток в объеме 5 млн тонн.

Напомним, когда-то ходил прямой поезд Владивосток — Харбин ОАО РЖД, но до Суйфэньхэ он шел более суток: не менее шести-восьми часов требовалось для смены колеи. Им пользовались, чтобы пересечь границу, и он был отменен из-за убытков. В ОАО РЖД подтвердили, что с лета 2012 года из-за невостребованности вагоны Владивосток—Харбин и Хабаровск—Харбин отменены. Как уточняют специалисты, эта ВСМ планируется как часть магистрали из Пекина.

— Скоростная магистраль Муданьцзян—Суйфэньхэ существует, Харбин—Муданьцзян строится, в перспективе ожидается и Пекин—Харбин, — комментируют эксперты. Модернизированная линия Муданьцзян—Суйфэньхэ сдана в 2015 году, работы по модернизации участка Харбин—Муданьцзян начались в 2014 году и завершатся в 2019 году, как и строительство секции Пекин—Харбин. КНР объявила, что хочет довести линию от Харбина до Макао — на 1700 км.

Naga Corp., выступающая как инвестор,— один из крупнейших азиатских операторов казино (выручка за первое полугодие — $714 млн, чистая прибыль — $180 млн), который строит в Приморье крупный гостиничный комплекс с казино (завершить планируют в 2021 году).

Фото AP и Юрия МАЛЬЦЕВА