«А здравый смысл?» «Новые методы» для владельцев авто: ужесточение по всем статьям
Госавтоинспекция вводит «индикаторы риска нарушения» для выявления недобросовестных операторов техосмотра. Речь, в частности, идет о выдаче диагностических карт без проверки машины либо выпуске на дорогу неисправных авто. Новый алгоритм работы ГИБДД изложен в проекте приказа МВД, который станет частью «большой реформы» ТО. Результатом внезапных полицейских проверок могут стать крупные штрафы и даже лишение аккредитации участников рынка.
ГИБДД опубликовала на regulation.gov.ru проект приказа МВД об «индикаторах риска нарушения обязательных требований операторов техосмотра». Документ связан с реформой ТО, стартующей в марте 2021 года. Ее цель — исключить практику покупки техосмотра без предоставления машины для инструментальной проверки.
Внеплановые проверки операторов будут проводиться с учетом систематических нарушений правил в области ТО, следует из проекта приказа. Подобные нарушения выявляются уже сегодня: по данным МВД, в 2019 году во время «надзора за дорожным движением» инспекторы зафиксировали свыше 2,7 млн «фактов эксплуатации технически неисправных транспортных средств», в 2020 году — более 1,7 млн. В отношении операторов применяются пункты ст. 14.4.1 КоАП, предусматривающие штрафы — от 3 тыс. руб. для должностных лиц до 300 тыс. руб. для юрлиц.
Если оператор три или более раза за год оформил (и уже был за это оштрафован) диагностическую карту на автомобиль, который даже не проверялся, компания попадет в «зону риска»: может нагрянуть внеплановая проверка ГИБДД. То же ждет оператора, который три раза «пропустит» машину с неисправностями рулевого управления или тормозов.
Если компания пять раз превысит заявленную максимальную пропускную способность линии (одна из новых обязанностей компаний, введенных для исключения торговли картами) либо нарушит правила проведения техосмотра автобусов, к ней также может нагрянуть проверка.
По итогам инспектор вынесет предписание устранить нарушение. Если этого сделано не будет в срок, ГИБДД применит ст. 19.5 КоАП — штраф достигает 200 тыс. руб. В ряде случаев компания может быть лишена аккредитации оператора ТО.
Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов считает новый приказ «техническим», но поддерживает документ:
— Когда все участники системы техосмотра понимают, как госорганы власти реализуют свои полномочия по контролю, возможностей защиты своих интересов у предпринимательского сообщества становится больше.
Некоторые индикаторы смысла не имеют, считают эксперты: превысить пропускную способность оператор не сможет — информационная система техосмотра ЕАИСТО не позволит сформировать диагностическую карту. Правила проведения ТО автобусов также вряд ли будут нарушаться, ведь инспекторы ГИБДД будут контролировать проверку непосредственно в пункте ТО. А вот как инспекторы будут выявлять неисправности рулевого управления и тормозов на автомобилях, уже прошедших ТО, до конца не ясно: «Будут создавать свои контрольные пункты технического осмотра или проверять на дорогах?» Ряд нарушений инспекторы могут выявлять, проверяя автомобили, выезжающие после проверки из пункта ТО, поясняет источник в МВД.
Пока готовится реформа, МВД отрабатывает методы использования уже действующих законов для борьбы с покупкой ТО. 16 августа министерство выпустило сообщение о том, что граждане, покупающие поддельные диагностические карты, рискуют стать фигурантами уголовного дела по ч. 3 ст. 327 УК (приобретение, хранение заведомо поддельных документов), предусматривающей максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года. Статья эта существует более десяти лет, изменений в нее не вносилось, но, по некоторым данным, применять за покупку фиктивного ТО ее начали недавно в ряде регионов. Массовой эта практика пока не стала, МВД, по сведениям экспертов, готовит необходимые инструкции для сотрудников.
При этом, кстати, давно и настойчиво предлагается отменить техосмотр для владельцев частных машин. Например, по мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслава Лысакова, техосмотр надо оставить для перевозчиков грузов и пассажиров. А для владельцев частных машин установить требования, что если они не проходят диагностику и обслуживание, то должны сами нести ответственность за аварию. Идея здравая, но уже ни один год не принимается.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА