Сила рода: удивительная история медицинской династии
Есть особая сила, присущая человеку, — это сила рода. Хранители рода — предки, а продолжатели — дети. Вот то, на чем держится этот мир. Каждый из нас — звено в цепи поколений, носитель генетической памяти и особой памяти души.
Есть люди, которым на роду написано лечить людей. У хорошего доктора это умение, способность, талант — называйте, как хотите, — чаще всего передается из поколения в поколение. Мистика или призвание? На этот вопрос каждый отвечает своей жизнью…
***
Взять, к примеру, семью Мачтарёвых — удивительную врачебную династию из больницы рыбаков. Бабушка, мама и дочка — все медики. Более того, все неврологи, рефлексотерапевты. А если подсчитать служение медицине в целом, больше ста лет стажа получается.
— Надо тогда еще маминых сестер считать, одна — лор, другая — терапевт, — улыбается Ольга Мачтарёва, врач высшей категории кандидат медицинских наук. — Тетя Женя, Евгения Николаевна Свечникова, прошла всю войну вместе с мужем, тоже военным врачом. Мама в военные годы была московской студенткой, рыла окопы, когда немцы наступали, и училась во Втором медицинском институте.
— Ольга Руслановна, вас пациент ждет! — заглядывает медсестра.
Иду вместе с доктором. Вижу пациента: серьезная девчушка пяти лет, в очках, сидит на стульчике, вся утыканная тончайшими иголками.
— Молодец какая! — подбадривает малышку Ольга Руслановна. — Тебе ведь не больно, правда?
Девочка согласно кивает головой.
Иголками лечиться приятнее, чем уколами. Главное — от рефлексотерапии эффект зачастую больший, чем от лекарств, — рассказывает доктор, которая одной из первых в Приморье освоила премудрости традиционной китайской медицины — рефлексотерапию.
А начиналось всё много лет тому назад. Как в кино! Московская студентка вышла замуж за красавца военного. И поехала с ним на край света — Камчатку! Через три года перебрались во Владивосток.
Молодой врач работала в поликлинике неврологом. И тут случилась беда. Лечила больного, заразилась от него эпидемическим энцефалитом. Получила инвалидность, долго лечилась и все-таки нашла в себе силы восстановиться и вернуться в профессию.
Пошла в госпиталь врачом-физиотерапевтом. Организовала там сначала кабинет, а потом отделение физиотерапии. Вырастила кадры.
Много лет спустя ее дочь, Ольга Руслановна, сделает практически то же самое, но уже в больнице рыбаков. Заниматься реабилитацией больных — высокая миссия семьи Мачтарёвых.
— Хотя мама категорически не хотела, чтобы я стала врачом, — рассказывает Ольга Руслановна. — Мечтала о дочери-музыканте. Я не спорила, ходила в музыкальную школу, но всегда интересовалась жучками-червячками, биологией!
Ранним утром после выпускного бала, не сомкнув глаз и не сказав маме ни слова, Ольга поехала подавать документы в мединститут. В нарядном платье, с красивой прической. Боялась опоздать! Дорогу спрашивала у прохожих. Никогда не была в том районе города, где был расположен медицинский. Правда, уже через пару месяцев дорога стала привычной. Экзамены сдала легко.
В 1976 году невролог Ольга Мачтарёва пришла на работу в больницу рыбаков. В те годы как раз начался первый виток активной дружбы с Китаем. В 1978 году пригласили на специализацию по иглотерапии в Москву. Ольга Руслановна с удовольствием поехала. Вернулась — начала активно организовывать отделение рефлексотерапии, первое в
Приморье. Сначала это был крохотный кабинет, площадью в 9 квадратных метров, под лестницей. Ольга Руслановна ставила больным иголки и добивалась потрясающих результатов в лечении. От пациентов отбоя не было. А в кабинете условия были не ахти: мало того что места мало, так еще сыро, холодно. И вот один из сильных мира сего дал команду: строить двухэтажную пристройку к главному корпусу стационара. В 1983 году строительство было закончено. Роскошное отделение занимало площадь почти в сто квадратных метров.
— Я счастливый человек, потому что мое хобби совпадает с профессией, — говорит Ольга Руслановна. — Это очень здорово — приносить благо. На работу действительно ходишь, как на праздник. Поэтому, когда моя дочь, Лена, сказала, что будет врачом, я обрадовалась! Хотя это было только ее решение. На Елену Сергеевну вообще трудно влиять, она с детства была очень серьезной девушкой.
***
Лене Мачтарёвой всё детство очень нравились лошади. И вообще братья наши меньшие. — Мечтала стать ветеринаром, — улыбается Елена Сергеевна. — Начиталась книг Джеймса Хэрриота, помните такого английского писателя?
— У лошадей занозы вытаскивала! — вспоминает мама, Ольга Руслановна. — Было ей тогда лет десять, не больше. Иду как-то с работы, вижу: сидит моя Лена, в руках — плоскогубцы, на коленях — копыто лошади. Полуторатонное животное над моей девочкой нависает. Оказалось, гвоздь попал в копыто, а вытащить его надо, конечно, Лене! До сих пор помню, как мы вместе с мужем головастиков спасали! Дело было в июле. Жара стояла страшная. Прибегает Леночка из садика, плачет: большая лужа неподалеку от дома сохнет, головастикам пить нечего! Мы с мужем два ведра в руки — и в гору. Несколько дней ходили, заливали, спасали головастиков.
И все-таки Елена Мачтарёва поняла, что хочет лечить людей.
— Решение подсказала сама жизнь, — рассказывает Елена Сергеевна. — Это был выпускной класс. Я училась в специализированном медицинском, но всё же сомневалась, тянуло в ветеринарию… И тут произошел несчастный случай. Друга на моих глазах сбила машина, он долгое время был в реанимации. Это стало поворотным моментом. Я уже не сомневалась в выборе профессии. Знаете, с момента той аварии я всегда отличаю этот крик, когда от боли кричит организм. Его невозможно слышать, обычный человек от него убегает. Я всегда бегу к больному.
После интернатуры, в 2001 году, Елена Мачтарёва пришла работать в больницу рыбаков. Неврологом. В то самое отделение, которое создала Ольга Руслановна. Можно сказать: династия! А можно — судьба…
— В окончательном выборе специальности колоссальную роль сыграли университетские преподаватели, — рассказывает Елена Мачтарёва. — С трепетом вспоминаю лекции Пал Саныча Мотавкина: его талант невозможно заменить ничем! На его лекциях яблоку негде было упасть. Уходить не хотелось!
В больнице рыбаков молодой невролог Елена Мачтарёва вслед за заведующей отделением Ольгой Мачтарёвой освоила рефлексотерапию. Всё лекарствами не вылечишь!
— Разве это женское дело? — нарочно задаю провокационный вопрос. — В Китае иглорефлексотерапевты сплошь мужчины!
— Знаете, женщине-врачу в любой области надо место под солнцем завоевывать! — говорит Ольга Руслановна. — Что же касается иголок, так ведь женщина физиологически более тонкое существо, она лучше чувствует.
—Не сложно с родственниками работать? Ведь до недавнего времени в вашем отделении трудилась еще старший представитель врачебной династии. И что, никаких проблем?
— Напротив, всё замечательно. Знаешь, что тебя точно не подведут, — отвечает Ольга Руслановна. — Я маму позвала к себе на подмогу, когда поняла, что нагрузка слишком большая, а кадров нет. Она уже к тому времени на пенсию вышла. Однако ее громадный
опыт и мастерство здесь были очень нужны. К слову, главный врач, тогда — Антонина Алексашкина, была категорически против. Однако через год услышала от нее же фразу: «Поражена, как вы дружно вместе работаете!». А как может быть иначе? Мама — это и мой учитель, и родной человек, да и нагрузка такая, что вздохнуть некогда — не то что выяснять отношения.
Ольга Мачтарёва — врач высшей категории кандидат медицинских наук. Елена Мачтарёва также в скором времени будет защищать высшую категорию. Работает над кандидатской диссертацией. Есть в чьи руки пациентов передавать!
***
В разговоре о профессии врача трудно было обойти материальную сторону.
— Не обидно, что платят мало?
— У врачей всегда была низкая зарплата. Знали, на что шли. Когда работа нравится, и две ставки не в тягость, — отвечает Елена Сергеевна. — Подрабатываем, где зовут. Другое дело, что с возрастом может наступить эмоциональное выгорание. Работа, связанная с людьми, затягивает. В какой-то момент стирается грань. Жить ради того, чтобы работать, или работать ради того, чтобы жить? Важно соблюсти баланс… Когда жизнь на грани выживания — этот баланс всегда нарушается. Обиднее всего — специальность дискредитирована! Раньше врачей уважали в обществе. А сейчас что?
— И все-таки, когда удается человеку помочь, испытываешь ни с чем не сравнимое удовольствие, — говорит Ольга Руслановна. — Просто кайф! Приходит к нам пациент с перекошенным лицом, а через неделю выходит из отделения красавчиком, с улыбкой на лице! Да лучше этого в жизни врача вообще ничего не бывает! В нашей больнице, в одном из отделений, работает медсестра. В молодом возрасте перенесла инсульт. Несколько лет назад во время планового ангиографического обследования произошел спазм сосудов. Ни рукой ни ногой двигать не могла. Помимо медикаментозного лечения назначили иголки. Так она сейчас прекрасно внутривенные вливания делает — настолько восстановился человек! Вот что значит сила воли и адекватная помощь.
— Согласна! — поддерживает слова мамы дочь. — Как человек, который доволен своей работой, могу сказать: нет ничего лучше, чем здоровый пациент. И неважно, благодарит он тебя за это или молча уходит. К слову, девяносто процентов не благодарят, часто даже спасибо не скажут — считается, дурная примета. Однако когда ты делаешь свою работу хорошо и видишь это, такие мелочи уже совершенно не важны.
Впереди у больницы рыбаков — реализация больших планов по развитию восстановительного лечения. Ведь именно качественная реабилитация — это то, чего зачастую так не хватает пациентам.
— Уверена: время масштабного использования рефлексотерапии еще впереди, — говорит Елена Мачтарёва. — Методы немедикаментозного лечения не только на редкость эффективны, но и практически не затратны. Нужны всего лишь комплекты одноразовых игл, спирт и вата. И кадры, конечно! Чтобы восстановить больного после инсульта, нужна бригада в 11 человек. Срок — три месяца. Сюда входят лечебная физкультура, поверхностная иглотерапия, физиопроцедуры. В этой области кадры решают всё. Можно не иметь денег, главное — были бы кадры!
Добавим: и учителя. Хранители профессии. К счастью, в больнице рыбаков начинающим докторам есть у кого учиться!
Инна ПЛИС
Материал подготовлен в рамках проекта «Здоровое Приморье»