«Смогут подмять под себя»: порты в опасении перед глобальным переделом
После десяти лет разговоров об акционировании подведомственного Минтрансу ФГУП «Росморпорт» процесс начат официально. Все акции нового АО останутся у государства. В правительстве уверены, что акционирование повысит эффективность «Росморпорта» и увеличит поступления в бюджет. Эксперты говорят о новых возможностях привлечения инвестиций. Однако частные стивидоры опасаются, что, став АО, «Росморпорт» быстро выйдет на новый для себя рынок обработки грузов, составив им серьезную конкуренцию и «подмяв рынок под себя».
В правительство внесен законопроект о приватизации ФГУП «Росморпорт» с преобразованием его в АО, рассказали источники в отрасли. В Минтрансе эту информацию подтвердили: «Документ разработан с целью комплексного развития и совершенствования деятельности предприятия, привлечения долгосрочных инвестиций в развитие портовой инфраструктуры». Там считают, что в результате вырастет эффективность работы «Росморпорта», снизятся издержки, увеличится производительность, а в перспективе государство сможет пополнить бюджет за счет дивидендов и налогов нового АО. Также компания получит «свободу выбора деятельности, направленной на получение доходов, сократит сроки согласования сделок».
В «Росморпорте» согласны, что работа в форме ФГУПа «не отвечает современным экономическим реалиям и не позволяет в полной мере эффективно удовлетворять интересы государства» в развитии морских портов. Там надеются, что формат АО позволит повысить «операционную эффективность, оперативность и мобильность управления». Все бумаги нового АО останутся у государства, полномочия единственного акционера получит Минтранс.
Напомним, созданное в 2002 году ФГУП «Росморпорт» занимается безопасностью мореплавания, выполняет работы в морских портах и взимает портовые сборы. Ему принадлежит более 2,5 тыс. недвижимых объектов балансовой стоимостью более 120 млрд руб. (подводные и наземные гидротехнические сооружения, причалы, системы безопасности), а также 268 судов (в том числе, ему переданы ледоколы во Владивостоке).
Последняя версия законопроекта об акционировании «Росморпорта» проходила публичное обсуждение летом 2018 года. В июле 2019 года заместитель гендиректора по экономике и финансам «Росморпорта» Яков Быков говорил, что планируется провести акционирование предприятия по модели as is, «как есть»: «То есть как сейчас ФГУП представляет собой конгломерат видов деятельности — профильных, небольшой объем не очень профильных — в таком же виде и предполагается «перетекание» ФГУПа в АО». По его словам, механизм будет схож с акционированием «Почты России» (завершилось 1 октября 2019 года).
Эксперт в отрасли Дмитрий Клеточкин считает, что приватизация «Росморпорта» в первую очередь направлена на упрощение привлечения финансирования, например, путем выпуска долговых бумаг. В целом, добавляет юрист, режим унитарных предприятий «тяжело сочетается с современным гражданским законодательством и выглядит пережитком переходного периода, когда такая форма собственности была необходима».
Собеседники в компаниях-стивидорах Приморья пока настороженно относятся к предстоящему акционированию. С одной стороны, это упростит в будущем процесс продажи подведомственного «Росморпорту» имущества. В то же время участники рынка давно опасаются, что, став АО, «Росморпорт» активно займется стивидорной деятельностью. Комментарий Минтранса о «свободе выбора деятельности» косвенно подтверждает эту версию.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА