Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«До критической точки»: новые требования – обострилась ситуация с ввозом правого руля

Рубрика: Бизнес
10.11.2020

Система электронных ПТС, год работавшая в тестовом режиме, после полноценного запуска с 1 ноября стала давать сбои. Комплекты документов подают через интернет, а сверяет их оператор вручную. Из-за этого подтверждённых паспортов транспортных средств ждут уже вторую неделю.

Система электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС) должна была заработать в России ещё в 2018 году, но срок несколько раз переносился. С 2019 года система работала в тестовом режиме, и регионы стали охотно переходить на электронную документацию, за исключением Дальнего Востока. Здесь предпочитали оформлять бумажные ПТС.

С 1 ноября 2020 года таможенные органы перестали выдавать «бумагу», а оператором электронных паспортов стала дочерняя компания «Ростеха» – АО «Электронный паспорт». Несмотря на годичный «тест», система оказалась не готова к наплыву клиентов. По данным ЭПТС, на 10 ноября за день по всей России было оформлено всего 116 паспортов.

Электронные ПТС на автомобили оформляют сертификационные лаборатории, получившие допуск Росаккредитации. На Дальнем Востоке их несколько: «Серт Лаб», «ВладТранс», «ВладТрек», «Фаворит-ДВ», «Центр испытаний ДВ», «Примавтотест», ИЦ «Спектр-Ч». Также аккредитацию прошёл и аккредитационный центр НАМИ. У этих компаний в системе электронных паспортов есть официальный личный кабинет, куда вносятся заявки на оформление и прилагается пакет документов.

— Пакет документов небольшой, но объёмный — карточка учёта транспортного средства, коносамент, фото машины со всех сторон с читаемыми номерами агрегатов и шильдиками, документы собственника. Они поступают в систему, а дальше техподдержка оператора, АО «ЭПТС», начинает сверять их вручную. Представляете, сколько времени уйдёт хотя бы на десять автомобилей? А их сотни, – прокомментировали ситуацию сайту VL.ru представители сертификационных лабораторий.

Без ПТС машину невозможно зарегистрировать в ГИБДД, но и на складе в таможне хранить её тоже не хочется — дорого. Поэтому автомобили забирают по грузовым таможенным декларациям (ГТД), чтобы, дождавшись всех документов, оформить транспортное средство уже полноценно. По данным Владивостокской таможни, сейчас проблем со складами временного хранения нет — если уплачена пошлина и утилизационный сбор, машину можно забрать.

Но поскольку данные сверяются вручную, то процесс затягивается. К тому же появляются новые требования. После недели ожидания сертификатчики получили указание добавить ещё скан СБКТС — и теперь снова ждут.

— Мы звоним, конечно, спрашиваем. Но их менеджеры сами ещё «плавают», ничего не могут сказать. К тому же ЭПТС оформляют все — и импортёры, и официальные дилеры со всеми их объёмами, – сетуют участники рынка.

Сама процедура выглядит довольно простой. Собственник или его представитель при ввозе автомобиля подаёт документы в сертифицированную лабораторию. Там должны провести необходимые тесты, выдать СБКТС, а затем оформить электронный паспорт. После выдачи ПТС проводится процедура таможенного оформления с уплатой утилизационного сбора. Для юридических лиц в Приморье это тоже проблема, поскольку «утиль» перевели в ведение Центральной акцизной таможни (ЦАТ) в Москве. Там утилизационные сборы «висят» неделями в системе, потому что уплату платежей по какой-то причине не фиксируют.

Ещё в июне на совещании рабочей группы по введению нового ГОСТ 33670-2015 для автомобилей представители лабораторий заявляли, что даже в теории смогут в день обслуживать не более 25 автомобилей. На практике их оказалось даже меньше.

Пока объём импорта автомобилей в Приморье упал — из-за возросшего курса доллара и пандемии коронавируса. Из-за этого, как говорят импортёры, проблема пока не дошла до критической точки. В случае восстановления «обычного» потока импорта, до 8-10 тысяч машин в год, может повториться ситуация, подобная внедрению модулей «ЭРА-ГЛОНАСС» в 2017 году.

Фото Юрия МАЛЬЦЕВА