Убирают с руля. Рынок автобусных перевозок во Владивостоке и Хабаровске «уезжает» под модель Минвостокразвития
Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта разработало модель городского развития транспортного обслуживания с применением схем государственно-частного партнерства. Пилотными городами для ее апробирования могут стать Владивосток и Хабаровск.
Об этом сообщил заместитель главы Минвостокразвития Сергей Качаев на совещании с представителями регионов Дальнего Востока.
— По результатам опроса ВЦИОМ качество транспортного обслуживания населения на Дальнем Востоке наряду со здравоохранением и образованием является наиболее острой темой. В этой связи было дано поручение Агентству Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта подготовить целевую модель развития городского автотранспортного обслуживания с применением современных схем государственно-частного партнерства. Сейчас разработана универсальная модель, которая применима для крупных городов Дальнего Востока. Для ее внедрения были выбраны Хабаровск и Владивосток, — уточнил Сергей Качаев.
По словам замглавы Минвостокразвития, самый устаревший автобусный парк находится в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. Средний возраст автобусов составляет 15 лет. «Мы решили начать с Хабаровска, отработать механизмы и подходы к реализации подобных проектов, а дальше их уже тиражировать», — рассказал Сергей Качаев. Он отметил, что транспортные вопросы актуальны для Владивостока.
— На этом городе мы также планируем отработать модель привлечения инвесторов на рынок транспортных услуг, взаимодействие муниципалитета и грузоперевозчика, уточнить модель привлечения финансирования в подобные проекты со стороны банков и других финансовых институтов. Это основная задача, — заявил он.
Первые конкурсы по отбору инвесторов могут пройти в феврале 2018 года.
— До февраля по графику необходимо будет найти инвесторов, которые готовы участвовать в рамках этой модели, понять, откуда привлечь финансирование, определить требования к автобусам и перевозчикам, организовать и провести конкурсные процедуры. На все это понадобится около 5-6 месяцев, — считает Сергей Качаев.
По его мнению, несмотря на то, что заключать контракты с инвесторами планируется на 5 лет, жители Хабаровска и Владивостока смогут сразу оценить обновление городского автобусного парка. «Инвесторы, которые приходят, должны будут купить современные автобусы и поставить их на маршруты. Эффект для граждан будет виден сразу», — уточнил замглавы Минвостокразвития.
Разработанная модель рассчитана на то, что инвестор на свои или привлеченные деньги сам покупает автобусы и за счет трафика возвращает свои инвестиции. «В небольших муниципалитетах, где трафик пассажиров невысок, срок окупаемости подобных проектов более длинный. Там будет работать существующая модель, когда муниципалитет или регион будет централизовано закупать технику и поставлять ее муниципальным структурам, которые оказывают услуги по перевозке населению. Но там, где на основе государственно-частного партнерства можно привлечь частных инвесторов, мы будем это делать. Где это будет экономические неэффективно, то будет действовать система субсидирования автоперевозок», — подчеркнул замминистра.
Он уточнил, что требования к автобусам устанавливают сами муниципалитеты. Такие полномочия определены действующим законодательством. «Понятно, что эти требования не должны быть избыточными и не должны давать преимущества конкретным перевозчикам. Нужно исходить из конкретных потребностей граждан», — уточнил замминистра.
Обновление автобусного парка, считает он, не должно вести к скачку цен на билеты.
— Отмечу, что финансовые ресурсы внутри этого рынка есть. Нужно просто показать бизнесу, что те требования, которые предъявляются — исполнимы, достаточны, гарантируют качество услуг и позволяют реализовывать их бизнес-проект с нормальной доходностью. Не за три месяца окупить автобус, а за 3 года, — отметил Сергей Качаев.