«Железная хватка»: промышленное лобби пытается «задавить» завод в Приморье
Российские металлурги сомневаются в целесообразности строительства нового металлургического завода «Роснефти» в Приморье стоимостью более $2 млрд. Об этом говорится в заявлении отраслевого лобби «Русская сталь». По мнению сталелитейных компаний, существуют риски убыточности завода, а также для него в любом случае потребуются льготы на транспортировку сырья. В Минпромторге говорят, что завод нужен, но нужно искать для него другие заказы, помимо тех, что даст верфь.
Лобби российских металлургических компаний «Русская сталь» видит риски убыточности металлургического завода «Роснефти», призванного обеспечить прокатом верфь «Звезда» в Приморье, говорится в заявлении ассоциации. О решении строить завод глава нефтекомпании Игорь Сечин заявил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным 26 ноября. Инвестиции составят $2,2 млрд, мощность — 1,5 млн тонн, из которых верфь будет потреблять 330–350 тыс. тонн.
В «Русской стали» обращают внимание, что российское производство стали практически в два раза превышает потребление, а объем невостребованной на внутреннем рынке металлопродукции составляет 30 млн тонн. В условиях профицита мощностей вместо строительства нового завода целесообразно предоставить конкурентоспособные тарифы на перевозку металлопродукции для потребителей на Дальнем Востоке или конкретно для верфи «Звезда», считают в ассоциации.
По мнению «Русской стали», субсидии понадобятся в любом случае. Например, они потребуются для перевозки железорудного сырья, лома, угля, поскольку для интегрированного способа производства одной тонны стали требуется три тонны сырья.
Для оценки целесообразности инвестиций нужно понимать техническое задание завода, пишет «Русская сталь». Если завод создается под производство конструкционной стали, то потребность Дальневосточного региона в строительном сортаменте могут обеспечить «Амурсталь» и Evraz.
Кроме того, конкурентами завода станут производители из Японии, Китая и Кореи, которые находятся в 500–1500 км по морю. Они совокупно производят более 1,25 млрд тонн стали и экспортируют более 120 млн тонн стали и проката любого сортамента, говорится в заявлении.
Если речь идет о спецсталях для предприятий судостроительного сектора, то такая потребность может насчитывать до 30–40 принципиально разных видов стального проката. Металлургических предприятий с таким универсальным сортаментом не существует, но российские производители стали имеют в портфеле заказов всю номенклатуру специализированного судостроительного проката, отмечается в заявлении.
Верфь «Звезда» должна стать первой в России, которая сможет строить суда большого дедвейта, в том числе нефтетанкеры и газовозы, методом крупноблочной сборки.
Весной 2019 года глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял журналистам, что не видит необходимости в строительстве новых прокатных мощностей на Дальнем Востоке, так как российские металлургические заводы «имеют возможность производства необходимого стального листа», и есть специальный подвижной состав, который может обеспечить его перевозку.
Однако теперь в министерстве заявили, что решение «Роснефти» строить завод выглядит целесообразным, учитывая удаленность «Звезды» от основных производителей судового листа и металлопрофиля и наличие сложностей с доставкой по железной дороге.
— В то же время, учитывая низкие перспективы экспорта продукции планируемого производства в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и ограниченную емкость потребления металла на Дальнем Востоке, требует дополнительного изучения вопрос дозагрузки стана продукцией для вагоностроения, машиностроения, труб большого диаметра. Важной задачей будет ресурсное обеспечение производства и снабжение электроэнергией. После изучения бизнес-плана проекта Минпромторг сможет более детально прокомментировать его перспективы, — говорится в заявлении министерства.
Фото пресс-службы президента РФ