«Удар Гринем»: Путин отправил в отставку «самого жесткого» замгенпрокурора РФ
Президент России Владимир Путин своим указом освободил Виктора Гриня от должности заместителя генпрокурора РФ. Документ опубликован на портале правовой информации. Именно Виктор Гринь курировал многие резонансные дела в Приморье.
«Освободить с 1 января 2021 года Гриня Виктора Яковлевича от должности заместителя генерального прокурора Российской Федерации»,— говорится в тексте указа.
1 января 2021 года господину Гриню исполнилось 70 лет — это предельный срок для службы заместителем генпрокурора. Виктор Гринь являлся замгенпрокурора России с 2006 года. Он курировал следствие в центральных аппаратах МВД и Следственного комитета. В историю надзорного ведомства госсоветник юстиции 1-го класса господин Гринь вошел как человек, принципиально отстаивавший свою позицию. Изменить ее удавалось только после вмешательства генпрокурора Юрия Чайки.
Заместителем генпрокурора Виктор Гринь, занимавший до этого должности прокурора Читинской области и Красноярского края, был назначен 7 июля 2006 года, буквально через несколько дней после того, как надзорное ведомство возглавил бывший министр юстиции Юрий Чайка.
Уже через год замгенпрокурора Гринь громко заявил о себе, распорядившись, чтобы его подчиненные проверили только что созданный следственный комитет при прокуратуре (СКП в 2011 году стал самостоятельным Следственным комитетом), причем ревизии подлежало не только расследование уголовных дел, но и кадровая работа следствия.
Чуть позже, когда СКР расследовал громкое дело прокуроров, которые вместе с полицейскими, по версии следствия, за взятки крышевали подмосковные казино, именно Виктор Гринь последовательно отбил атаку на надзорное ведомство. Сдавшимся прокурорам он отказывал в досудебных соглашениях, обжаловал аресты и отказывался утверждать обвинения. Все это во многом привело к развалу дела.
Не менее принципиально замгенпрокурора проявил себя и во время уголовного преследования экс-главы «Моего банка» Глеба Фетисова, обвиняемого в особо крупном мошенничестве. Виктор Гринь, дойдя до Верховного суда, добился отмены ареста банкира как незаконного, после чего он был переведен из СИЗО под домашний арест.
Курировал со стороны надзора Виктор Гринь и вызвавшее огромный общественный резонанс дело сестер Хачатурян. Следователи СКР предъявили максимально «тяжелое» обвинение Крестине, Ангелине и Марии Хачатурян. Однако в ходе расследования нашлись весьма серьезные смягчающие их действия обстоятельства. В декабре 2019 года господин Гринь отказался утвердить обвинительное заключение по делу, написав постановление об отправке его на дополнительное расследование. Постановление господина Гриня было обжаловано у тогдашнего генпрокурора Юрия Чайки, который, не отменяя решения подчиненного, все же дал указание провести по делу новые экспертизы.
После того как в январе этого года генпрокурором стал выходец из СКР Игорь Краснов, многие считали, что господину Гриню не дадут доработать до пенсии, а вместо него назначат кого-нибудь из «комитетских». Однако этого не произошло: после отставки другого замгенпрокурора, Леонида Коржинека, генпрокурор, сохранив за Виктором Гринем контроль за уголовными делами, которые находятся в производстве главного следственного управления и управления по расследованию особо важных дел СКР, а также следственного департамента МВД России, поручил одному из ветеранов надзорного органа и вопросы деятельности главного уголовно-судебного и главного гражданско-судебного управлений Генпрокуратуры.
Таким образом, господин Гринь стал курировать законность уголовных дел с момента их возбуждения до прохождения через судебные инстанции. Кроме того, представляя интересы государства, именно он начал заявлять иски к предполагаемым коррупционерам в суды об изъятии их незаконных активов.
Именно подпись Виктора Гриня стояла под иском на рекордную в истории надзорного ведомства сумму в 32 млрд 540 млн 718 тыс. руб., которую Гагаринский райсуд Москвы взыскал с экс-министра «Открытого правительства» Михаила Абызова и пяти кипрских офшоров, находившихся, по версии надзора, под его контролем.
Деятельность замгенпрокурора хорошо известна и по громким делам в Приморье. Он добивался того, чтобы дело о взыскании 3,2 млрд рублей с Игоря Пушкарева рассматривали не во Владивостоке, а в Москве, курировал предварительное следствие по делу Зиявудина Магомедова, крупнейшего акционера FESCO, и отсудил в пользу Российской Федерации месторождение золота у депутата Госдумы Сергея Сопчука и бывшего вице-губернатора Василия Усольцева.
Фото РИА «Новости»