«Раньше казалось немыслимым»: новый «удар Китая» — ситуация обостряется
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) предупредила Минпромторг о возможном росте цен на непродовольственные товары. Это связано с подорожанием контейнерных перевозок импортной продукции морским и железнодорожным транспортом.
В частности, значительно повысилась стоимость контейнерных перевозок из КНР и стран Юго-Восточной Азии с ноября по январь 2021 года, что «приведет к соответствующему увеличению розничных цен в организациях торговли». Авторы письма попросили Минпромторг учитывать это при анализе динамики цен на товары у ритейлеров.
Так, поставки в порты Приморья из Шанхая с 1 по 10 октября для одного контейнера весом 40 футов (линия MMC) стоили $2,7 тыс., с 21 по 31 декабря — $11,1 тыс., а с 16 по 31 января — $13,3 тыс. На прямом железнодорожном до 1 ноября транспортировка стоила $2,4 тыс., с 1 по 12 декабря — $4 тыс., а с 17 января — $9,8 тыс.
Шипагеддон от английского ship – корабль — так бизнес называет ситуацию на рынке морских грузоперевозок. Всему виной, разумеется, пандемия: в самый ее разгар спрос на фрахт был довольно слабым, суда с товарами следовали из Китая на Запад, но обратно не спешили. Во-первых, заполнять их было нечем, а гонять пустыми невыгодно, во-вторых, из-за строгих ограничений порты не успевали разгружать контейнеры. В результате железные ящики скапливались у грузополучателей.
Но примерно с августа мировая торговля вышла из «комы» и стала стремительными темпами расти, а доступных контейнеров оставалось все меньше. И цены на перевозки увеличились в разы, рассказывает начальник отдела стратегического маркетинга транспортной группы FESCO Максим Шишков:
— В декабре рост экспорта из Китая в США вырос на 29% год к году. Никто этого не ожидал. В результате образовался определенный дефицит контейнеров на китайском рынке. Цены продолжают увеличиваться. Если вы представляете, например, средний бизнес, и вам прямо сейчас нужно что-то перевести, для вас ставка будет в четыре раза выше, чем она была до COVID-19.
Как говорят игроки рынка, цены на морской фрахт в некоторых случаях уже в десять раз выше допандемийных. Кроме того, сроки доставки товаров увеличились так, что не всякий бизнес дождется груза, констатировал председатель правления компании «Совфрахт» Дмитрий Пурим:
— Из Шанхая во Владивосток полгода назад стоимость была в районе $600-700. Сейчас же заключаются сделки и по $7 тыс. за ящик для тех, кто хочет все организовать без очереди, иначе ждать придется 45-60 дней. Такие сроки раньше казались немыслимыми, но сейчас они вполне реальны.
— Торговля гибко реагирует на такие ситуации и постоянно ищет оптимальных поставщиков, чтобы адекватно отвечать на запросы покупателей. Информационное письмо исполнительного директора АКОРТ получено, — прокомментировали в Минпромторге.
Ранее о возможном колебании цен на рынке сообщили представители отрасли. По их словам, транспортные компании оказались не готовы к оживлению международной торговли и резкому росту спроса, в результате чего возник острый дефицит контейнеров, и, как следствие, цены на перевозку грузов значительно возросли. Кроме того, РБК со ссылкой на участников рынка предупредил о скором подорожании импортной техники и обуви из-за повышения стоимости перевозов грузов морем.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА