«Отдельный бизнес»: Франк выступил против предложения Трутнева
Идея вице-премьера, полпреда президента РФ на Дальнем Востоке Юрия Трутнева выдавать квоты на добычу водных биоресурсов для стимулирования строительства рефрижераторных контейнеров вызвала критику рыбопромышленников, прежде всего со стороны структур Русской рыбопромышленной компании Глеба Франка.
Выделение квот на добычу водных биоресурсов в обмен на инвестиции в производство внутри страны рефконтейнеров нецелесообразно. Об этом говорится в письме Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ; включает структуры Русской рыбопромышленной компании Глеба Франка) главе Минвостокразвития Алексею Чекункову. С предложением расширить механизм инвестиционных квот на рефконтейнеры в марте выступил вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Мера позволила бы решить проблему с дефицитом контейнеров и скопившейся на Дальнем Востоке рыбы из-за закрытия для продукции рынка Китая. Такая идея обсуждается, подтверждал на прошлой неделе во Владивостоке глава Росрыболовства Илья Шестаков.
Как отмечается в письме АСРФ, рефконтейнеры принадлежат операторам, и международные компании не принимают к перевозке грузы в «чужих» контейнерах, особенно с низким температурным режимом, поскольку отвечают за сохранность продукции. В итоге рыбопромышленникам придется самим решать вопрос с передачей или продажей контейнеров операторам. По словам президента АСРФ Алексея Осинцева, это будет похоже на нецелевое использование квот, поскольку будет развиваться не рыболовство, а отдельный бизнес.
Как поясняют в АСРФ, на рыбу приходится только малая часть перевозок рефконтейнерами и в основном речь идет о продукции с высокой добавленной стоимостью (филе и фарше), тогда как 87% российских поставок — это неразделанная рыба и рыба потрошеная без головы. Кроме того, инициатива повлечет потери для потенциальных владельцев контейнеров из-за порожних перевозок, предупреждает в письме АСРФ.
Член совета Ассоциации организаций продуктового сектора (объединяет операторов и владельцев рефрижераторного подвижного состава) Андрей Гречкин подчеркивает, что дефицита контейнеров нет, а есть необходимость постоянного обновления и планомерного увеличения парка с учетом роста рынка. По его словам, для этого необходима программа государственного лизинга. А для развития перевозки рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью необходимо прежде всего развивать строительство судов и береговых заводов, что уже предусмотрено механизмом инвестиционных квот, указывают в АСРФ.
Основной производитель рефконтейнеров — Китай. Сейчас инвестиции в рефконтейнеры в РФ осложняются как относительно низкой себестоимостью у китайских компаний, так и тем, что в России железнодорожные тарифы на перевозку рефконтейнеров заметно выше, чем на обычные. В 2019 году контракт на разработку рефконтейнера с Минпромторгом заключил Уралвагонзавод, серийное производство начнется в ближайшее время.
В Минвостокразвития на вопросы не ответили. В Росрыболовстве заявили, что вопрос выделения квот под строительство рефконтейнеров обсуждался ранее на межведомственных совещаниях с участием представителей отрасли и сейчас находится в стадии проработки. Там добавили, что в Китае открыта возможность перевалки рыбной продукции через контейнерные поставки, хотя и невозможны перевалки навалом, которые традиционно используют российские рыбаки. Также у рыбопромышленников есть возможность отгружать продукцию в Японию и Южную Корею, указали в агентстве.
Фото ТАСС