«Вы ответите, мэр Гуменюк?»: жесткие вопросы по резонансному делу
Во Владивостоке набирает обороты автобусный скандал, связанный с деятельностью администрации мэра Владивостока Гуменюка. Как удалось выяснить PortoFranko, на продажу был выставлено 69 автобусов ВПОПАТ-1, которые продают за смехотворную сумму. В ответ на нашу публикацию мэрия Владивостока срочно разместила на своем сайте релиз, где сообщила, что автобусы продаются потому, что стали непригодны, а налог за них приходится платить. В связи с этим у редакции PortoFranko возникло к мэрии Владивостока ряд вопросов, которые, полагаем, также заинтересуют прокуратуру.
Напомним коротко ситуацию. ВПОТПАТ-1, читай – мэрия Владивостока, затеяло аукцион невиданной щедрости: решило избавиться от автопарка в количестве 69 машин. Цена — копейки. В частности, лот на 46 автобусов «Крафетр» 2013 года потянул аж 2 миллиона 567 тысяч рублей, то есть, примерно 60 тысяч за автобус. Громадные «Маны» выставлены по паре в одном лоте, цена от 423 тыс. до 1 млн 205 тыс. рублей.
В релизе мэрии сообщается, что «данные транспортные средства непригодны для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического износа, а также экономической нецелесообразности их восстановления. Кроме того, «ВПОПАТ № 1» вынуждено платить транспортные налоги на автобусы, которые не используются в работе».
Замечательный ответ. Правда, из него совершенно не ясно, кто породил ситуацию, когда сравнительно недавно купленные мэрий транспортные средства дошли до состояния «экономической нецелесообразности их восстановления»?
Что касается экспертных заключений и фотографий полуразобранных машин, представленных администрацией, то хотелось бы понять — куда делись отсутствующие компоненты машин? Потому что, если таких людей найдут, есть перспективы возмещения ущерба в казну ВПОПАТ или бюджета города.
Но ведь нет, такое впечатление, что запчасти с машин корова языком слизала! Или у ВПОПАТа-1 нет охраны на территории, или, что более вероятно, просто часть автобусов разбиралась на запчасти, что иначе как вопиющей халатностью и бесхозяйственностью назвать нельзя.
Опять же, если мэрия продает откровенную рухлядь, то с какой стати платит за эти автобусы транспортный налог? Хотя логично было бы снять с учета в ГИБДД, и не было бы никаких проблем.
Разумеется, мы не транспортные эксперты. Поэтому мы попросили Владимира Черепкова, бывшего вице-мэра Владивостока, курировавшего именно транспортное направление, задать профессиональные вопросы администрации города, касающиеся странного автобусного аукциона.
Итак, вот перечень вопросов к мэрии Владивостока от бывшего вице-мэра Владимира Черепкова, который, напомним, покинул мэрию именно из-за того, что отказался выставлять именно эти автобусы на аукцион.
1. Представить информацию о количестве подвижного состава ВПОПАТ- 1 с разбивкой по маркам и моделям, а также исправного и не находящегося в эксплуатации, с указанием причин вывода из эксплуатации (ремонт, отсутствие водителя, резерв, и т.п.).
2. Количество маршрутов, обслуживаемых ВПОПАТ- 1, с указанием необходимой потребности автобусов по заключенным контрактам на 2021 год и фактический выход за последний месяц или квартал.
3. Представить расчет-обоснование необходимого финансирования для безаварийной эксплуатации подвижного состава ВПОПАТ- 1 в 2019-2020 годах и на 2021-23 годы с расшифровкой по статьям затрат: приобретение запасных частей, агрегатов и ремонта агрегатов, с учетом использования узлов и агрегатов, выведенных из эксплуатации и подготовленных к реализации 69 автобусов.
4. Предоставить 69 экспертных заключений, на основании которых принималось решение о реализации автобусов, с расчетом-обоснованием невозможности их восстановления.
5. Представить расчет-обоснование, (с предоставлением дефектовочных ведомостей), на основные агрегаты (двигатель, коробка передач, мосты и т.п.), невозможности их дальнейшей эксплуатации или восстановительного ремонта.
6. Предоставить эксплуатационно-техническую документацию (формуляры) или выписки из формуляров на находящиеся в эксплуатации автобусы «Луидор» и «МАН» с 2018 года по настоящее время.
7. Предоставить эксплуатационно-техническую документацию (формуляры) на реализуемые автобусы.
8. Представить план развития (планируемые изменения) маршрутной сети города на перспективу до 2023 года. Если такая плановая работа не ведется, просьба сообщить об отсутствии подобного планирования.
По мнению Владимира Черепкова, только после ответов на эти вопросы можно судить, правомерно ли было выставлять машины по демпинговой цене.
— Почему ВПОПАТ — 1, имея штат механиков, складские площади, не может сделать разбраковку автобусов, демонтировав и оставив у себя на складе пригодные для дальнейшего использования узлы и агрегаты автобусов «Луидор» и «Ман», а непригодный «металлолом» реализовать, как требует закон, через аукцион? – комментирует ситуацию Владимир Черепков. — «Вырученные средства так же пойдут на приобретение новых автобусов и запчастей» — официальный ответ администрации. То есть, половину автобусов ВПОПАТ-1 продает на запчасти по оптовой цене, при этом вторая половина этих автобусов остается в эксплуатации, и на вырученные средства для них будем закупать эти же запчасти, но уже по розничным ценам у «товарищей», которым продали оптом!
И в завершении, но уже не вопрос, а гвоздь в «крышку гроба» юристам, бухгалтерам-экономистам ВПОПАТ и управления транспорта. Итак, в ответе мэрии написано, что выставленные на продажу автобусы «непригодны для дальнейшего использования по целевому назначению вследствии частичной утраты потребительских свойств…». Если это действительно хлам не подлежащий восстановлению, значит, транспортное средство утратило свои физические свойства?
По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 3, пунктов 1 и 2 статьи 38, статей 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 128 и пункта 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации в их системном единстве, в качестве объекта налогообложения налогом признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: является транспортным средством, обладающим определенным физическим показателям; зарегистрирован в установленном порядке, согласно законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса, основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества, то есть право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.
— Если транспортные средства утратили свои свойства, не подлежат восстановлению, утрачены как вещь (пожар, ДТП, разукомплектовано) обращайтесь в налоговую для освобождения от транспортного налога, согласно мнения Верховного суда и соответствующего письма ФНС, — считает эксперт по транспорту Владимир Черепков. — Утилизируйте как металлолом, что нельзя использовать, как запчасти для оставшихся в эксплуатации автобусов. Списывайте с учета в ГИБДД и оспаривайте транспортный налог.
Почему этого не происходило, вопрос для разбирательства органов прокурорского реагирования.
Редакция PortoFranko настоятельно просит специалистов транспортного отдела мэрии, в связи с широким общественным резонансом публикации, предоставить ответы на заданные в публикации вопросы.
Лада ГЛЫБИНА
Фото : radiokp.ru