Мэра измерения. «Таких не берут в космонавты» — как проверить на профпригодность будущего главу Владивостока?
Сегодня начинается прием заявок претендентов на пост мэра столицы Приморья. Между тем, которые сутки «город нашенский» обсуждает катаклизм, который потряс, казалось бы, ко всему привыкший Владивосток. Какие бы жуткие снегопады не валились на столицу Приморья в прошлом, трудно припомнить ситуацию, когда бы горожане добирались домой к утру. Полный паралич столицы Приморья в сравнительно небольшой снегопад доказал полное бессилие нынешних городских властей. Благо, назначение мэра Владивостока не за горами. Главный вопрос — в надежные ли руки попадет город?
Шансы засыпал снег
Надо полагать, прошедший снегопад полностью засыпал шансы нынешней команды, во главе с и.о. Алексеем Литвиновым, удержаться у руля. Особенно на фоне того, что в грандиозную пробку попал врио губернатора Андрей Тарасенко, а также федеральный министр Михаил Абызов. Врио губернатора выехал с работы в 23.00, домой добрался только после трех ночи. Министру «повезло» еще больше. Его путь из аэропорта занял шесть часов. Наверняка, для высокопоставленных чиновников опыт многочасового проезда по дорогам Владивостока был, в своем роде, уникальным. Из серии, «не забудем, не простим».
— Я возмущен. Будем разговаривать с Литвиновым. Такое невозможно, что это за готовность?! — высказался о действиях городских властей Андрей Тарасенко.
Хотя врио губернатора с министром «повезло» куда как больше, чем тем, кто на ночь застрял на мосту через Золотой Рог. С детьми, без еды и туалетов. Многие магистрали столицы Приморья освободились к утру, что само по себе беспрецедентно. На сегодняшний день сообщается о более чем трехсот ДТП на дорогах города. К самим сотрудникам дорожных служб вопросов тоже немало.
— Одна из главных причин колоссальных пробок в день снегопада — это забитые перекрестки, — считает Артем Самсонов, депутат ЗСПК. — Дорожная полиция появилась на перекрестках тогда, когда уже поздно было что-то регулировать.
Другой момент — работа дорожной техники в день снежного «армагеддона». Вернее, практически полное ее отсутствие на дорогах Владивостока. Прокуратура выяснила, что по состоянию на 17 ноября из 166 единиц дорожной техники к работе было готово всего лишь 93. При этом фактически было задействовано 67 единиц. Хотя и эта цифра вызывает сомнение.
— Я, как и все, был участником дорожного коллапса пятницы. Выходил из здания краевой администрации по первому снегу, и видел множество тракторов, которые стояли на главной площади. Зачем они там стояли, я так и не понял, — утверждает депутат Самсонов, и ему вторят множество пользователей социальных сетей, которые в упор не видели дорожную технику в пятницу, 17.
«Сами виноваты! Нечего было выезжать», — именно такую мысль разными средствами насаждают нынче городские власти, фактически расписываясь в собственном бессилии. Смешно требовать от города автомобилистов «не выезжать». Не выезжать — значит, не попасть на прием к врачу, не отвезти ребенка в садик, не доехать до работы, в конце концов. Если городские власти готовы оплачивать жителям и работодателям в каждый снег выходной, тогда еще можно рассматривать подобные предложения. В противном случае такой тезис выглядит странно.
— Вы издеваетесь? 15 сантиметров снега и все должны сидеть по домам? Элементарная соль, посыпанная, когда выпали первые пять сантиметров снега, и чистка дорог непосредственно и сразу, — простые и хорошие мероприятия. И как же живут люди там, где реальный снег и сугробы шесть месяцев в году? — задает очень логичный вопрос жительница Владивостока Людмила Губарева.
Тезис о том, что драгоценное время начала снегопада городские власти бездарно упустили, поддерживают многие.
— Я ехал по городу в начале снегопада, дороги были сравнительно пустые, техники не видел, — рассказывает Юрий Корсаков, депутат ЗСПК Приморья, координатор программы «Безопасные дороги Владивостока». — Посмотрел на это дело, подумал — ну все, город через пару часов встанет намертво. Приехал к себе на предприятие, отпустил большую часть сотрудников по домам. Те, кто остался, взяли заранее приготовленные мешки с песком и солью, посыпали подъезды к территории… Если бы в городе сделали так же — засыпали бы в начале снега дороги песко-солевой смесью, никакой катастрофы бы не случилось. Это опыт, проверенный временем… Теперь говорят — а вдруг бы снег сильный не пошел? Мол, слишком дорого заранее магистрали смесью засыпать. Я так думаю — не дело экономить на горожанах. А сколько стоят репутационные потери мэрии?
Что за комиссия, создатель!
Похоже, именно опыта не хватило команде нового и.о. Владивостока. Наверное, через какое-то время любой управленец, набив себе и городу изрядное количество шишек, научится быстро принимать правильные решения. Однако почему-то не хочется, чтобы на жителях тренировались, как на кошечках.
Как проверить будущего главу Владивостока на профпригодность? Этот вопрос особенно актуален в преддверии назначения думой столицы Приморья нового главы. Эксперты едины во мнении, что долгожданное событие произойдет до конца года, максимум — в начале января.
Напомним, в столице Приморья отменили прямые выборы мэра города. Сейчас судьбу Владивостока будет решать конкурсная комиссия, сформированная из депутатов городской думы и представителей краевой администрации. Выдвинуть свою кандидатуру на пост мэра, в теории, может любой законопослушный российский гражданин. Прием документов стартует 20 ноября, продлится до 4 декабря. Первый этап отбора пройдет 13 декабря, второй — 15 декабря. После чего, в конце декабря, комиссия предложит Думе Владивостока две кандидатуры, из которых предстоит выбирать.
Председателем комиссии по отбору кандидатов в мэры стал новый вице-губернатор по внутренней политике Дмитрий Братыненко. Также в состав комиссии вошли подчиненный господина Братыненко, глава департамента по внутренней политике Павел Ясевич, вместе с главой правового департамента Виктором Киряевым. Со стороны Думы Владивостока в состав комиссии вошли четыре депутата: три члена фракции «Единая Россия» — Владимир Исаков, Виктор Федоров и Виктор Аблапов, а также член КПРФ Геннадий Куликов.
Заксобрание Приморья в комиссии неожиданно доверили представлять депутату Олегу Вельгодскому. Стоит заметить, что господину Вельгодскому, на почве любви к спорту, удалось установить теплые отношения с врио губернатора, так что некоторые депутаты очень серьезно говорили о том, что именно Вельгодского Тарасенко желает видеть мэром Владивостока. Однако, как видим, не сбылось…
Медом не намазано
И все-таки, кто они, эти люди, претендующие на пост мэра столицы Приморья? На сегодняшний день определенно на этот счет высказался только депутат Думы Владивостока, лидер местного отделения ЛДПР Василий Васильев. Господин Васильев отказался от предложенной ему возможности войти в состав конкурсной комиссии, заявив, что сам планирует попытать счастья в мэрском конкурсе.
В качестве вероятных претендентов ряд СМИ озвучили фамилии депутатов ЗСПК Приморья Игоря Чемериса и Дмитрия Новикова. На наш взгляд, что одна, что другая кандидатура вызывают серьезные сомнения, учитывая слишком бурную биографию первого претендента, и слишком медийную — второго. Быть ведущим телевизионной программы и мэром стратегически важного для страны города — все же разные вещи.
К тому же, очевидно, что врио губернатора Тарасенко явно тяготеет к продвижению кадров старой закалки, которые, как известно, борозды не испортят. Об этом красноречиво говорят фигуры вновь появившихся вице-губернаторов: Межонов, Костенко, Дубинин. Стоит заметить, что все эти люди, так или иначе, имели отношение к губернатору Наздратенко, в команде которого в свое время работал и нынешний врио губернатора. Вполне возможно, что и будущего мэра стоит поискать в когорте бывших, хорошо себя показавших городских управленцев, сохранивших добрые отношения с «батькой Наздратом».
Разумеется, сыграть в мэрскую рулетку не преминут представители клана Владимира Николаева. В частности, депутат Госдумы Виктория Викторовна вполне готовый кандидат, да и дешевая рыба еще свежа в людской памяти…
Понятно, что все эти танцы с комиссией, самовыдвижением и депутатским голосованием — не более, чем политический цирк. Решать, кто будет мэром Владивостока, народные избранники будут в последнюю очередь. И, знаете, в свете тех мэров, которых пережил Владивосток в последние годы, это не так уж и плохо. Потому что решающую роль в грядущем избрании-назначении будут играть не только деньги.
Впрочем, место главы Владивостока перед выборами президента явно не медом намазано.
— Где еще найти того, кто на это согласится? — задает резонный вопрос депутат ЗСПК Юрий Корсаков. — Да еще в зиму! Да еще перед мартом 2018, когда глава города, так или иначе, будет отвечать за результат…
В самом деле, удовольствие быть мэром нынче, мягко говоря, сомнительное. Финансовые «возможности» при нынешнем законодательстве затруднены и чреваты, сплошная нервотрепка и уголовная ответственность. Не говоря уже про то, что карма места мэра Владивостока известна. Редкий мэр столицы Приморья избежал в итоге тюрьмы…
Однако тенденции политической жизни сегодня таковы, что назначение на высокие должности — это уже не вопрос личных преференций, а государева служба. И это вселяет пусть слабый, но все-таки оптимизм.
Лада ГЛЫБИНА
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА, Александра МАСЛЯНКО, Глеба ИЛЬИНСКОГО