Миллиарды в вакуум. Первая в России сверхскоростная ветка Hyperloop может соединить Хуньчунь и Зарубино
Первый в России проект сверхскоростного поезда Hyperloop может быть реализован на участке от китайского города Хуньчунь до порта Зарубино в Приморье. Об этом заявил замминистра транспорта РФ Алан Лушников, выступая на Moscow Urban Forum.
По его словам, Россия может стать второй страной после США, где может появиться инновационная транспортная система.
— Когда в Калифорнии будет построен Hyperloop, первой страной, которая внедрит у себя эту технологию, будет Россия. Почему? Что принципиально важно для Hyperloop? Стоимость земли. Это очень ресурсозатратная технология. В США и Европе земля очень дорогая. В России, как вы знаете, очень много недорогой земли. Для нас эта технология очень хорошо подходит, в том случае если она реализуема, — отметил замминистра.
Алан Лушников возглавляет рабочую группу по развитию технологии Hyperloop в транспортном комплексе РФ, созданную при Минтрансе в конце 2016 года. В ее состав входят представители Минтранса, Федеральной таможенной службы, Мистерства по развитию Дальнего Востока, ОАО «РЖД», группы «Сумма», венчурного фонда Caspian VC (компания — инвестор проекта в России, совладельцем фонда является основатель и акционер «Суммы» Зиявудин Магомедов), а также Московского государственного университета путей сообщения, МФТИ и МГТУ.
Напомним, идею Hyperloop («гиперпетля») представил в 2012 году известный инженер, предприниматель и инвестор Илон Маск. Технология сверхскоростных поездов на воздушных подушках предполагает максимальную на сегодняшний день для наземного транспорта скорость передвижения. Ее называют «пятым видом транспортного средства». Как заявил сам Маск: «Это будет кое-что, что никогда не будет попадать в катастрофы, будет минимум вдвое быстрее самолета, будет питаться солнечной энергией и отправляться в путь не по расписанию, а ровно в тот момент, когда нужно вам».
Технология предполагает, что внутри трубы диаметром 6,8 метра с очень разреженным воздухом (давление в 1000 раз ниже атмосферного — так называемый форвакуум) со скоростью до 1200 км/ч перемещается капсула аэродинамической формы. В движение поезд приводит линейный электродвигатель. При этом капсула не касается стенок трубы, поскольку вентилятор в носовой части использует остаточный воздух для создания эффекта воздушной подушки. Капсула длиной около 21 метра способна перевозить два стандартных 20-футовых контейнера. Погрузка-разгрузка капсулы, как ожидается, будет занимать не более 15 минут. Масса капсулы вместе с грузом составит около 30 тонн. Разработки ведутся при помощи экспериментальных треков в Неваде и Калифорнии.
Идея действительно из сферы фантастики. Но поезд, который пока еще только на бумаге мчится по трубе с поражающей воображение скоростью, уже привлек сотни миллионов вполне реальных долларов от целого ряда инвесторов, в том числе и российских. Среди них — владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов, который вошел в совет директоров Hyperloop.
По информации руководителя венчурного фонда Caspian VC Билла Шора, инвестиции в строительство Hyperloop в России оцениваются в $1,5 млрд. Что касается сроков реализации проекта, Шор рассчитывает, что он может заработать в течение четырех лет. В качестве пилотного проекта рассматривается строительство ветки Hyperloop по маршруту Хуньчунь (Китай) — порт Зарубино (Приморье) протяженность 65 км. Инвестиции на сегодняшний день оцениваются в 30-40 млрд. рублей. Ранее сообщалось, что организатором китайских инвестиций в проект сверхскоростного поезда Hyperloop в России может выступить Российский фонд прямых инвестиций.