«На рынке прецедент»: жесткое решение Китая по Австралии — как скажется на Приморье
Российские угольщики спешат воспользоваться конфликтом Китая и Австралии, взвинтившем цены в КНР, чтобы увеличить свою долю на крупнейшем в мире угольном рынке. «Эльгауголь», входящая в «А-Проперти» Альберта Авдоляна и разрабатывающая самое крупное в РФ месторождение коксующихся углей (в промышленный кластер входит порт Вера в Приморье), создает СП с китайским судоходным оператором GH-Shipping. Компания планирует увеличить поставки в Китай с 1 млн тонн до 30 млн тонн к 2023 году, а в дальнейшем — до 50 млн тонн. Другие угольщики также планируют увеличить поставки в КНР.
«Эльгауголь», входящая в «А-Проперти» Альберта Авдоляна, намерена увеличить поставки угля в Китай. Для этого создается СП с китайской Guohang Ocean Shipping (GH Shipping). В сообщении «Эльгаугля» сказано, что предварительный срок сотрудничества составляет пять лет с дальнейшим продлением на аналогичный период. GH Shipping контролирует флот балкеров общим дедвейтом в 2 млн тонн и осуществляет перевозки на 40 млн тонн в год, входя в тройку крупнейших перевозчиков угля в Китае в сегменте судов «река—море». Компания входит в состав группы Fujian Guohang Ocean Shipping.
Как отмечают в «Эльгаугле», СП будет заниматься продвижением угля Эльги на рынке Китая, обеспечением импорта, содействием его таможенному оформлению, взаимодействием с государственными органами Китая и поиском потенциальных конечных потребителей. Согласно планам, объемы поставок должны будут увеличиться с 1–1,5 млн тонн угля в 2020 году до 15–18 млн тонн угля в 2021 году, 20–24 млн тонн в 2022 году и 30 млн тонн начиная с 2023 года. В дальнейшем планируется нарастить поставки до 50 млн тонн.
Таким образом, Китай будет самым крупным потребителем эльгинского угля, объем ежегодной добычи которого должен увеличиться к 2023 году с 5 млн до 45 млн тонн. «Поставки эльгинского коксующегося угля позволят заместить значительный объем австралийского и американского угля схожего качества»,— говорит гендиректор «Эльгаугля» Александр Исаев. Напомним, в проект промышленного кластера входит порт Вера в Приморье.
Российские угольщики намерены воспользоваться напряженностью в отношениях между Китаем и Австралией. О том, что Китай практически официально запретил импорт австралийского угля, 13 декабря сообщила китайская The Global Times (подразделение «Жэньминь жибао»). По данным издания, Государственный комитет по делам развития и реформ (ГКРР) КНР на минувших выходных провел совещание с представителями десяти крупнейших китайских энергокомпаний, где до них донесли, что они могут свободно импортировать уголь без таможенных ограничений из любых стран, кроме Австралии. Австралия тут же запросила официальные разъяснения. Премьер страны Скотт Моррисон заявил, что запрет импорта австралийского угля может идти вразрез с правилами ВТО и соглашением о свободной торговле. Представитель китайского МИДа Ван Вэньбинь, в свою очередь, на брифинге сообщил, что Китай действует в соответствии с законом и международными практиками.
Проблемы с австралийским углем начались еще в октябре на фоне конфликта между странами, начало которому положил призыв Австралии к международному расследованию происхождения и причин пандемии коронавируса. Китай уже ввел заградительные пошлины против австралийского ячменя и вина, запретил импорт ряда товаров, а в ожидании китайскими покупателями запрета импорта железной руды из Австралии мировые цены выросли на 65%.
В начале октября власти КНР дали ряду энергокомпаний и трейдеров негласное распоряжение немедленно прекратить импорт австралийского угля, в результате чего груз на $500 млн застрял в портах, а трейдеры стали переключаться на российский и индонезийский уголь.
В рамках стимулирования снижения цен Китай откроет морские границы для всего угля, кроме австралийского, говорилось в цитируемых агентством S&P Platts документах. «Китайская таможня больше не вмешивается в наш импорт из Индонезии или России и не запрашивает об импортных квотах»,— сообщил источник S&P Platts в одной из китайских энергокомпаний.
Гендиректор «Мечела» Олег Коржов ранее заявил, что компания, также отгружающая уголь через порт в Приморье, намерена увеличить поставки в Китай в декабре на 25–30% на фоне прекращения импорта австралийского угля. «Внутренние цены на коксующийся уголь в КНР достигли четырехлетнего максимума. Давление на цены оказала также вспышка коронавируса в соседней Монголии, в результате чего закупки рядового угля Китаем в этой стране упали почти в два раза»,— отмечал он.
Председатель совета директоров «Колмара» Анна Цивилева заявила, что из-за отказа от закупок Китаем угля из Австралии наблюдается большой спрос и существенный рост цен на российские угли. «На рынке прецедент — цены по китайским контрактам на 50–70% выше цен на отгрузки на исторически премиальный японский рынок. Единственное, что тормозит рост поставок углей из России в целом,— внутренняя логистика»,— отметила госпожа Цивилева.
Впрочем, пока не все препятствия для российских угольщиков устранены. Как сообщалось в августе, угольные компании отмечали большие трудности с экспортом угля через погранпереходы с Китаем, поскольку покупатели принимали уголь в объеме половины нормы из-за новых таможенных требований к его качеству. В ОАО РЖД пояснили, что проблема сохраняется, причем распространяется не только на уголь, но и на другие грузы. С 8 и 12 декабря введены конвенции по Забайкальску, который принимает 50% обычного объема, и Гродеково в Приморье, который не принимает груз вообще, пояснили в компании.
По словам Максима Худалова из АКРА, сложившаяся ситуация, когда цены на уголь на внутреннем рынке Китая достигают $150 за тонну CFR, тогда как высококачественный австралийский уголь торгуется в районе $110, едва ли продлится долго. Он предполагает, что в течение трех-четырех месяцев Австралия пойдет на уступки.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА