«Подстава» с правым рулем. Таможня озвучила ситуацию
Как сообщил начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин, за девять месяцев 2019 года в регион в общей сложности ввезено свыше 82 тысяч автомобилей, что на 18 % выше аналогичного периода предыдущего года (около 69 тысяч).
В казну поступило таможенных платежей на впечатляющую сумму — свыше 25 млрд рублей (рост этого показателя составил 37 %). Для сравнения: бюджет Владивостока 2019 года составляет около 21 млрд рублей.
Основную долю автоимпорта составили легковые автомобили (в этой же категории учитываются и квадроциклы) — 77 328 единиц, что на 18 % больше, чем было импортировано в первые девять месяцев 2018 года. Грузовиков ввезено почти в полтора раза больше (3643 против 2510), ввоз автобусов, напротив, уменьшился на 21,8 % (с 1616 до 1263). Главным образом машины завозятся из Японии (82,2 %, а из легковушек — около 90 %), хотя в последние годы ощутимо выросла доля Китая (15,2 % от общего вала). На третьем месте — Республика Корея с 1,4 %.
Руководитель ДВТУ связывает продолжающийся рост объемов ввоза автотранспорта с так называемым временным порядком импорта подержанных легковушек для жителей Дальнего Востока — без обязательной установки системы вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС». Срок действия временного порядка истекает 26 ноября. Пока еще нет полной ясности в отношении того, что будет дальше, но, вероятнее всего, временный порядок продлят еще на год.
— Если говорить о том, что будет завтра — поскольку, вероятнее всего, ожидается продление, пока официально мы еще не получили такую информацию, — то, наверное, будет продолжаться рост, — прокомментировал Юрий Ладыгин. Ранее ту же позицию озвучил вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев: «Для жителей Дальнего Востока будет продлен временный порядок ввоза праворульных машин для собственных нужд еще на год. Об этом меня неоднократно просили дальневосточники. Мы с коллегами прорабатываем этот вопрос на уровне правительства России».
Большинство легковых автомобилей (58 тысяч, или 76 %) в рассматриваемый период было ввезено физическими лицами для личных целей. Однако здесь, как считают таможенники, присутствует лукавство со стороны самих импортеров или их брокеров. Нередко автомобили, фактически ввозимые юридическими лицами для перепродажи, оформляются на паспорта подставных физических лиц, чтобы таким образом снизилась сумма обязательных при «растаможке» платежей — давно известная по сухопутным погранпереходам и «челночной» приграничной торговле схема «помогаек», применяемая автокоммерсантами в несколько модифицированном виде.
Бизнес всегда ищет, как обойти «заботу правительства», но в данном случае граждане могут оказаться в крайне неприятной ситуации, как с кредитами: в результате мошеннических действий люди вдруг узнают, что они они «оформили крупный займ» и по уши в долгах перед банком.
— Есть не очень хорошая тенденция. Таможенные органы Владивостока отмечают, что недобросовестные таможенные представители используют паспорта граждан, хотя гражданин даже не давал поручения купить ему машину. Как-то этими данными завладевают и приобретают машину, — заявил Юрий Ладыгин. — Мы сейчас над этим работаем, прокуратура над этим работает, правоохранение работает, нельзя так. Иван Иваныч и знать не знает, что на его имя ввезли машину. А завтра он захотел ввезти — ему говорят: нет, вы уже ввезли… Есть такая ситуация, работаем с этим.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА