Покидая порт… Почему группа «Сумма» Зиявудина Магомедова продает самое дорогое?
Группа «Сумма» Зиявудина Магомедова собирается выйти из своего самого ключевого актива — крупнейшей в стране портовой группы НМТП. Долю выкупает другой совладелец, государственная «Транснефть», с которой «Сумма» давно конфликтовала. Средства группа может направить как на улучшение сложной финансовой ситуации FESCO, так и на борьбу за контроль в «Трансконтейнере». Но ряд источников полагает, что сделка может быть и началом выхода «Суммы» из активов в России.
Как сообщает «Коммерсант», ФАС одобрила ходатайство «Транснефти» о выкупе доли группы «Сумма» в Новороссийском морском торговом порту (НМТП). Сейчас «Транснефть» и «Сумма» через СП Novoport Holding Ltd на паритетной основе владеют 50,1% НМТП, еще 10,5% монополия контролирует самостоятельно через «Транснефть-сервис», 20% порта принадлежат Росимуществу, еще 5,3% — у ОАО РЖД. В «Транснефти» отметили лишь, что «в настоящее время никакой сделки не осуществлено». В «Сумме» же заявили, что получили «хорошее предложение» от «Транснефти» и обсуждают его, пояснив, что «группа как стратегический инвестор заинтересована в контроле над своими активами, а приватизация НМТП до сих пор не состоялась». В середине февраля владелец «Суммы» Зиявудин Магомедов уже говорил, что группа не исключает выхода из актива из-за затянувшейся приватизации (обсуждается с 2013 года).
Контроль над НМТП «Транснефть» и «Сумма» получили в 2010 году, выкупив долю у Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга. В начале 2013 года между монополией и группой разгорелся корпоративный конфликт, и, несмотря на его разрешение в 2014 году, эксперты и участники рынка говорили о сохранении разногласий. «Транснефть» при этом не раз заявляла о намерении выйти из НМТП, в том числе в пользу «Суммы». Сейчас по рынку продаваемый пакет стоит 40,5 млрд руб.
В отрасли выход «Суммы» из НМТП — ее самого дорогого и прибыльного актива — вызвал удивление.
— Слухи о продаже доли ходили давно, но никто не воспринимал их всерьез,— говорит один из экспертов рынка. — Скорее это было похоже на новый раунд корпоративного конфликта. Ряд собеседников связывают сделку с тяжелым финансовым положением других активов группы.
Как сообщал ранее PortoFranko, транспортная группа FESCO допустила в 2016 году дефолт по рублевым облигациям и евробондам, для реструктуризации долга был взят кредит в размере $680 млн под залог 50% в Объединенной зерновой компании. ЯТЭК, который выступает поручителем по кредиту, в конце января не смог полностью исполнить оферту на 694 млн руб. по выкупу акций у недовольных миноритариев. При этом Российский фонд прямых инвестиций ожидает, что сделка по продаже пакета в FESCO дубайской DP World получит все необходимые одобрения в ближайшее время.
— Мы ждем одобрения на комиссии по иностранным инвестициям. Мы, в принципе, согласовали все условия данной сделки. Ждем всех необходимых одобрений, надеемся, что это случится в ближайшее время, — сообщил журналистам глава РФПИ Кирилл Дмитриев в кулуарах Российского инвестиционного форума в Сочи. Как утверждал ранее сам Зиявудин Магомедов, РФПИ с партнерами интересуются пакетом в 35-40% (группе «Сумма» принадлежит 32,5% акций FESCO, GHP Group — 23,8%, TPG — 17,4%).
По другой версии, «Сумма» может использовать деньги от продажи доли в НМТП для борьбы за контроль в другом своем крупном активе — «Трансконтейнере». В нем группа владеет 25,07% акций и претендует на выставленный на продажу пакет ОАО РЖД 50% плюс две акции. Константин Юминов из Райффайзенбанка отмечает, что для «Суммы» продажа НМТП будет «хорошей возможностью выйти в деньги»: с 2015 года акции НМТП подорожали с 1,3 руб. до 8,4 руб. за штуку. В свою очередь глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что с точки зрения объема дивидендов «Трансконтейнер» сейчас не сможет заменить НМТП.
Наконец, часть собеседников видят в сделке по НМТП подготовку «Суммы» к выходу из российских активов, что может быть связано как с грядущей сменой правительства после выборов президента РФ, так и со сменой власти в родном для господина Магомедова Дагестане.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА