«Покушаются на долю»: к чему приведет очередной «наезд» на правый руль?
Из регионов Дальнего Востока лишь Приморье за первые два месяца текущего года вошло в ТОП-30 субъектов РФ по объему рынка легковых автомобилей с пробегом, заняв 18-е место, — сообщает «Российская газета». По данным аналитического агентства «Автостат», в январе-феврале здесь обрели новых владельцев 14 тысяч машин, на 3,1 %, чем за такой же период 2020-го. Как сегодня продают в Приморье «железных коней», — узнавала корреспондент «РГ» Ольга Журман.
…«Зеленый угол» во Владивостоке, хоть и несколько съежился в размерах, по-прежнему полон машин. Известному на всю Россию рынку подержанных авто давно предрекают исчезновение, только, похоже, до этого еще далеко. От покупок-продаж секонд-хэнда не уйти.
— Средний возраст легковых автомобилей в России — почти 14 лет, — напоминает директор «Автостата» Сергей Целиков.
Торговля на «Зеленке» всегда оживала весной. Но нынче не те времена, нет потока перегонщиков из Сибири и регионов ДФО. Эта романтическая деятельность сейчас не в тренде: во Владивосток не едут из-за недешевых железнодорожных билетов и подорожавших автомобилей. Навар за перегон уже не окупает затрат на поездку.
— Получается продать хотя бы одну машину в день? — спросила я продавцов и по выражению лиц тут же поняла, какую глупость сморозила. Такой счет был бы слишком оптимистичным.
Продавец — не тот, кто привез авто. Один человек может курировать продажу нескольких десятков машин, принадлежащих другим лицам или компаниям. Нахождение на рынке бывает бесполезным неделю, а то и две. Конечно, потом покупатель объявится все равно. Говорят, в среднем машина ждет на рынке своего будущего владельца месяц. Если он не находится, автомобиль перегоняют в другие города — Уссурийск, Большой Камень или куда-либо еще и продают там на 40-50 тысяч рублей дешевле.
— Сейчас оживления нет, потому что удачно шли продажи осенью, когда в очередной раз скакал курс валют. Тогда активно раскупили все запасы, следовательно, цены заметно выросли, и сразу было понятно, что в 2021 году они будут еще выше, — объяснил мне один из продавцов Александр.
И они действительно стали выше, но одни модели подорожали на 40 тысяч рублей, другие — сразу на 200 тысяч. На «Зеленом углу» можно найти приличные авто от 500 тысяч до нескольких миллионов рублей. Признаюсь, я надолго остановилась около красного Nissan DAYZ 2016 года выпуска за 485 тысяч. Вообще, на стоимость подержанных машин влияет все: и дефицит на дилерских складах, и курс валют, и даже проблемы с нестандартными японскими фарами. Последние при левостороннем движении освещают встречную полосу, и без их перенастройки — а стоит она 40-50 тысяч рублей — уже с 1 октября можно не пройти техосмотр.
Обеспечивает ценовой скачок и тот факт, что из-за пандемии количество подержанных автомобилей, выставляемых в Японии на аукционы, сильно снизилось, торговать нечем. Это подтверждает опыт коллеги: заказанная им модель автомобиля вот уже месяц не появляется на торгах в Стране восходящего солнца. При этом компании, помогающие купить авто прямо в Японии на аукционах, часто составляют конкуренцию авторынку. Однако посмотреть на выбранную модель удобнее как раз на «Зеленом углу», а не в интернете.
— Мы чувствуем, когда покупатель приходит поглазеть на то, что он планирует купить на аукционе. Несколько досадно это: получается, рынок используют как выставочную площадку, — говорит Александр.
Меняется структура предложения. Покушаются на долю «японок» машины из Южной Кореи. Они становятся заметны на улицах Владивостока. Уже открылся в столице ДФО и первый центр продажи китайских автомобилей.
Трейд-ин и автосалоны — тоже конкуренты «Зеленому углу». Особенно при соблюдении некоторых условий.
— Речь идет об особенностях автокредитов, а также наличии или отсутствии льготных программ от автодилерских компаний. Сейчас таких местных программ почти нет, хотя, может, попозже и вернутся, — добавляет коллега Александра Сергей.
А еще продавцы подержанных машин ждут, что до конца года минпромторг может объявить о повышении утилизационного сбора на новые автомобили. Предположительно налог, которым облагаются автопроизводители, повысится на 25-30 %. Такое решение отразится и на рынке автомобильного секонд-хэнда.
Ситуацию прокомментировал Алексей Дрюченко, глава «Краевого общества автовладельцев Приморья»:
— О принципиальных изменениях на авторынке ДФО можно будет говорить только в конце года. Полагаю, до октября он будет находиться в том же состоянии, что и сейчас. Но первая проблема после сентября станет заключаться в том, что праворульные машины не пройдут техосмотр по новым правилам без доработок. Нюанс не только в цене последних, но также и в том, что владельцы самих станций ТО не смогут выдать липовую диагностическую карту. Да и проблема не только в фарах «японок», есть же еще дополнительные зеркала на капоте или крыльях, или антенны в бампере… Станет ли это поводом, чтобы дальневосточники обратили внимание на корейские или китайские автомобили? Вот в Новосибирске, я заметил, машин, произведенных в Южной Корее, больше, чем во Владивостоке, там уже тенденция понятна. Китайские подержанные авто на сайте Alibaba так дешевы, что купить их не проблема для жителя ДФО с любым достатком. Появятся ли они на наших дорогах? Я не берусь предсказывать. Все зависит от цен, а, кроме того, наши автоумельцы уже не раз доказывали, что на каждую попытку «наезда» на японский автосеконд-хэнд у них находились свои технические решения.
Фото Ольги ЖУРМАН