Попали все. И.о. мэра Владивостока Алексей Литвинов ввел в ступор и краевых депутатов
В "черную пятницу" депутаты Заксобрания Приморья и приглашенные ответственные чиновники обсуждали снежный коллапс пятницы «белой». Ровно неделя прошла с того белоснежного дня, который жители Владивостока будут вспоминать годами — вот стояли мы в пробке на Золотом мосту до четырех часов утра!.. Самое прекрасное в минувшем снежно-административном катаклизме то, что в дорожный плен попали все, включая федерального министра, врио губернатора, а также депутатов Законодательного собрания Приморья. Наверное, именно поэтому заседание комитета по региональной политике и законности, посвященное «снежной пятнице», случилось жарким.
Все ходы записаны
На ковер вызвали и.о. мэра Владивостока Алексея Литвинова. Господин Литвинов пришел не один, а с «кузнецами»: ответственным за дорожное хозяйство Владивостока господином Вильчинским, а также одним из своих заместителей, Лободой. Первое слово предоставили Алексею Литвинову, который, как и положено профессиональному адвокату, увлеченно и доказательно рассказал собравшимся, что мэрия в прошедшем снегопаде была просто молодец.
Главным откровением стало заявление господина Литвинова, что, оказывается, накануне снегопада главные магистрали Владивостока были пролиты!
— Было предупреждение, что ожидается слабый снег. Вся техника была выведена на места базирования, — уверял депутатов господин Литвинов. — На момент пятницы были 93 единицы дорожной техники. Из них техника , которая используется для предварительной проливки дорог, и 65 единиц, которая используется для уборки снега. Все эти 65 единиц были готовы. Мы примерно в 13-14 часов начали предварительную проливку основных магистралей. Крутые спуски мы обычно не проливаем, потому реагент стекает, а магистрали проливаем. У нас все машины оснащены GPS-навигаторами, поэтому у нас все треки движения транспорта записаны. Все маршруты движения транспортных средств — с временем их движения, с траекторией их движения затребованы прокуратурой, эти данные туда предоставлены. У нас нет никаких сомнений в том, что основные магистрали мы пролили.
В отличие от мэрии, у горожан сомнения по поводу заранее пролитых дорог есть. Козьма Прутков по этому поводу выразился давно и ясно: если на клетке слона написано буйвол, не верь глазам своим…
— Мы не успели пролить спуск с Фуникулера в сторону Гоголя и Партизанский проспект, потому что на кольце машины стали в затор, примерно с 14 часов, — продолжал свою увлекательную ледовую сагу и.о. мэра. — У нас в четверг не было ни дождя, ни снега, а пробки были вечером десять баллов. В пятницу была такая же история, она началась в 14 часов. То, что мы успели пролить, мы пролили. Снег начался в 16 часов, примерно. Через полтора часа нам пришло обновленное штормовое, что снег ожидается сильный. За 4 часа выпало 6 мм осадков. Весь снег упал в затор, который уже был.
По мнению и.о. мэра, главная причина в том, что Владивосток стоял с четыре дня до четырех утра — в нескольких ДТП, которые произошли, заметьте, не потому, что на дорогах было скользко. А просто произошли… Бывает, знаете ли.
— У нас есть информация о произошедших ДТП. На основных магистралях город стоял не потому, что он скользил и не мог ехать. Хотя, безусловно, были такие подъемы, к примеру, на Сабанеева. Основные магистрали стояли не потому, что машины гальмовали, а из-за ДТП. Наш просчет в том, что мы сразу не выявили, из-за чего город стоит. За этот просчет те, кто должен анализировать ситуацию, были наказаны, — тонко покаялся и столь же тонко переложил ответственность Алексей Литвинов. — В итоге, мы в районе 11 вечера поняли, что необходимо решать вопрос с ДТП, и совместно с ГИБДД, при помощи прокуратуры эти ДТП начали растаскивать. Основные ДТП были на Луговой, при подъеме на Баляева, причем не на самом верху, а внизу, где поворот на Новоивановскую. Это ДТП перегородила полторы полосы, и у нас из-за этого стояла Луговая, а не потому, что на Баляева невозможно было подняться. У нас было две аварии на Фирсова, и авария на перекрестке Столетия и Русской, которая закрыла автовокзал. Туда пешком прибежал сотрудник ГИБДД, там же эту аварию растаскивал начальник АТУ Советского района, единственный, кто не подвергся наказанию за этот свой подвиг… Хотя это, собственно, его работа. Вот что произошло. В связи с тем, что у нас было понижение температуры, и естественно, из-за того, что машины месили снег, независимо от того, что у нас была пролита часть гостевого маршрута, Океанский проспект, например, там все таяло до утра, это все замерзло… Вот и все. После того, как ДТП были смещены на обочину, у нас город поехал.
Как химик химику…
Честно говоря, на этом моменте речи исполняющего обязанности мэра города присутствующие впали в некоторый ступор. То есть, как это — пролили, если потом замерзло? Зачем тогда нужны реагенты, если после них возникает каток? Может быть, нужны другие реагенты?
— Позволю не согласиться с тезисом, что город стоял из-за ДТП. Сам 17 числа добирался домой пешком, и хорошо видел, как на путепроводе, то есть, на гостевом маршруте, был голый лед! — заявил депутат Новиков. — Если дороги были пролиты, возникает вопрос, и не только у меня — чем они были пролиты? Потому что там был голый лед…
— Еще раз повторю, мост стоял не из-за льда, а из-за ДТП на Фирсова! — заявил Литвинов. — У нас был лед на спуске с фуникулера, но там машины ехали…
Неправда, машины там стояли! Как раз там автор этих строк провела два с половиной часа, пока не бросила машину на обочине!
— Дороги были пролиты 30%-м раствором кальций хлора, — и.о.мэра несло, как машины по гололеду на многочисленных кадрах из Владивостока, которые облетели всю страну. — По технологии уборки дорог, когда дороги обрабатываются реагентом, каждые пять сантиметров снега необходимо сметать… Если снега становится много, то концентрация кальций хлора становится меньше, соответственно, температура замерзания становится выше. Почему было замерзание? Потому что мы не могли сметать этот снег.
— Но дороги были во льду даже там, где не было реагентов, — признался Литвинов. — При минус двух, когда машины снег месят, он будут таять, и будет потом замерзать.
— Спасибо большое за лекцию по химии, — ответит депутат Новиков. — А теперь вопрос к сотрудникам ГИБДД. Когда вы получили письмо от мэрии перекрыть дороги? Я почему так предметно интересуюсь, потому что мне кажется, что у исполнительной власти города и ГИБДД нет четкого и понятного порядка действий в ситуации, которая скоро повторится.
В ответ на это господин Литвинов заявил, что на будущий снегопад «схема отработана».
— В каждом районе города есть мастер нашего учреждения, которое занимается чисткой дорог. Но у этих мастеров нет контакта с сотрудниками ГИБДД. Есть контакт только у руководства города, — пояснил и.о. мэра. — Мы планируем, что у нас будут прямые контакты этого мастера с ближайшим экипажем ГИБДД, для того, чтобы им было где-то проще дороги перегородить, или растащить ДТП… Замечу также, что аварии, которые закрыли город, они были не ужасные, машины притерлись и ждали, когда к ним приедут. Хотя по правилам дорожного движения они обязаны были освободить полосу…
— Тогда бы страховая компания им не выплатила денег, — подал реплику представитель ГИБДД. — По закону, в этой ситуации не имеют право уезжать…
— Мы также надеемся на помощь, которую обещал первый вице-губернатор. Что окажут воздействие на порт, и порт не будет выпускать большегрузы, невзирая ни на что, — продолжал Литвинов. — Кроме того, на подъемах и спусках, которые не обрабатываются, перед каждым снегом будет размещаться запас песко-солевой смеси, для того, чтобы иметь возможность подсыпать. Надеемся, что для кошек не растащат.
Плохому танцору…
Попытка пошутить поддержки у присутствующих не нашла, потому как тренировалась мэрия не на кошках. Даже невозмутимый Джамбулат Текиев, поразмышляв над химическими формулами Литвинова, выразил сомнения в его трактовке событий. Председательствующему было непонятно, почему он, как и весь благодарный мэрии народ, несмотря на все «политое» потом и хлором, не мог добраться до дома.
— Выехал полпятого и приехал в два ночи…
Удивился, мягко говоря, бодрому рассказу и.о. мэра и депутат Артем Самсонов. По его словам, он вышел из здания администрации около половины четвертого, дороги были относительно свободны, в сплошную пробку в 10 баллов город еще не встал. И увидел кучу грейдеров, которые спокойно отдыхали на стоянке.
— Техника мирно стояла на площади, хотя была еще возможность проехать по городу и просыпать дороги.
Первый заместитель прокурора Приморского края Вячеслав Шайбеков подтвердил это цифрами. Он отметил как факты несвоевременного начала обработки дорог, так и фактическое бездействие ГИБДД.
— В начала коллапса было задействовано всего 46 сотрудников ГИБДД, и только к 23.00, когда уже был дорожный коллапс, цифра возросла до 104.
По словам господина Шайбекова, «прокуратурой вскрыты факты несвоевременного начала обработки дорог противогололедными материалами, плохой коммуникации между муниципальной подрядной организацией и единой диспетчерской службой города, а также ненадлежащей организации маршрутов снегоуборочной техники». По его данным, во Владивостоке имеется только 18% от нормативного количества техники, а это, на минуточку — 498 единиц. То есть, столько надо. Нам о таком парке остается только мечтать… При этом в снегопад, приводила данные прокуратура, фактически было задействовано 67 единиц.
— У нас есть серьезные вопросы к мэрии по организации маршрутов движения дорожной техники, — вставил лыко в строку Максим Шиш, начальник отдела дорожного надзора ГИБДД. — Чистят все дороги одинаково. Но понятно же, что подъем на Суханова нуждается в более тщательной уборке от снега, чем ровная Светланская или проспект Красоты. Другой момент — по введению ограничений на движение транспорта. Письмо мэрии пришло к нам слишком поздно. Мы ограничили въезд большегрузов и дорогу Седанка-Патрокл тогда, когда уже наступил коллапс… Самостоятельно принимать решения мы права не имеем.
В общем-то, и.о. Литвинов не первый глава, кому неожиданно падает на голову снег во Владивостоке. Но он старательно соблюдает традиции — в коллапсе виноваты все, кроме городских властей. На это обратил внимание, оживив заседание, депутат Олег Вельгодский, еще один сиделец в многочасовой пробке. Господин Вельгодский заявил, что все, что он думает по поводу «белой» пятницы, цензурными словами выразить, увы, не может. И что плохому танцору всегда что-то мешает. После чего предложил господину Литвинову вкупе с руководством ГИБДД публично извиниться перед жителям Владивостока и добровольно сложить полномочия.
Несмотря на обширные знания и. о. в химии, депутаты выставили городским властям «неуд», отметив «неудовлетворительную работу администрации Владивостока по ликвидации последствий снегопада». Заседание закончилось на обычной ноте: решено было усилить, взять под контроль, и в будущем соответствовать…
Между тем, новый снег не за горами. Синоптики обещают очередной снежный сюрприз на субботу, 25 ноября. Посмотрим, как справится с очередным катаклизмом мэрия Владивостока.
К слову, нынешний и.о. Алексей Литвинов считается одним из наиболее вероятных кандидатов на пост будущего мэра Владивостока. По новому закону, мнение горожан в будущих выборах столицы Приморья на этот раз учитывать не будут…
Лада ГЛЫБИНА
Фото — Александр МАСЛЯНКО и PortoFranko