Президент сказал — строить. Запущено финансирование уникального атомного ледокола «Лидер»
В России запущено финансирование проекта по созданию уникального атомного ледокола «Лидер», который будет строиться на судоверфи «Звезда» в Приморье. На сайте Госзакупок опубликована документация, согласно которой только на разработку конструкторской и технической части проекта потребуется 3 млрд рублей.
Атомные ледоколы «Лидер» начали строиться по личному поручению президента Владимира Путина. Главная цель постройки самого мощного и самого широкого из существующих и строящихся в настоящий момент в мире ледоколов — выйти новый уровень развития и освоения Арктики.
Федеральным оператором создания атомных ледоколов является корпорация «Росатом». Разработкой проекта будет заниматься петербургское ЦКБ «Айсберг», а заказчиком выступила судостроительная верфь «Звезда», расположенная в Большом Камне.
Уникальность нового ледокола в том, что он будет способен преодолевать льды толщиной более четырех метров и даже на сложных ледовых участках держать скорость порядка 10-12 узлов, что не имеет аналогов в современном мире. Ширина корпуса ледокола — 47,7 метров, мощность — от 110 до 130 МВт.
— Главная задача «Лидеров» — обеспечивать круглогодичную проводку судов в восточной части Севморпути,— комментирует ситуацию Константин Сиденко, руководитель ДВЦ «ДальРАО». — Всего в Приморье будет построено три атомных ледокола такого класса.
Разумеется, и до «Лидеров» в России строились суда для покорения Арктики. Например, в настоящее время ООО «Балтийский завод — Судостроение» осуществляет строительство трех единиц универсальных атомных ледоколов проекта 22220, которые в перспективе призваны заменить три из четырех действующих атомных ледоколов. Однако их ввод в эксплуатацию, даже с учетом продолжения эксплуатации существующих ледоколов, позволит обеспечить перспективные планы по ледокольному обеспечению Северного морского пути лишь частично. Такого качества судов, как «Лидер», в России, да и во всем мире, пока что нет. Процесс разработки документации атомного ледокола будет завершен к середине 2010 года, после чего на верфи «Звезда» смогут начать его сооружение. Масштабный проект обеспечит рабочими местами несколько сот человек на несколько лет вперед.
Появление суперледокола позволит перейти к круглогодичной непрерывной навигации в Восточном секторе Северного морского пути и доставлять продукцию Российской Арктики непосредственно на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Для приморских логистических, судоходных, рыбодобывающих и многих других компаний это откроет новые перспективы и даст возможность качественного скачка в развитии.
Ориентировочная стоимость строительства одного атомного ледокола типа «Лидер» на верфи «Звезда» составляет порядка 78,5 млрд рублей без учета НДС (в ценах 2017 года), срок строительства — 7 лет с даты получения авансового платежа. Окончательная стоимость и срок строительства будут определены после завершения разработки технического проекта ледокола, что подтверждается письмом Минэкономразвития России. Ввод в эксплуатацию первого «Лидера» намечен на 2025-2026 год.
Фото Александра САФРОНОВА, Игоря НИКИТИНА и Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)
Читайте новости PortoFranko в WhatsApp и в Telegram!