«Прокачали» валютный долг. «Транснефть» досрочно погасила китайский кредит на $10 млрд
«Транснефть» в конце июля досрочно погасила кредит от китайского госбанка CDBC на $10 млрд, — заявил на встрече с журналистами глава компании Николай Токарев. В результате «Транснефть» избавилась от валютных рисков, а также снизила свою уязвимость перед потенциальными новыми санкциями со стороны США.
По словам Николая Токарева, «Транснефть» 25 июля полностью погасила кредит на $10 млрд, привлеченный в 2009 году у китайского госбанка CDBC на строительство первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО). Как пояснил глава компании, таким образом, после планового погашения еврооблигаций на $1 млрд 7 августа у нее не осталось займов в валюте. Он отметил, что с учетом колебаний курса рубля реальная эффективная ставка по китайскому кредиту выросла до 13% годовых, а по евробондам — до 21%, что значительно выше, чем текущая стоимость рублевого долгового финансирования (менее 10%). Господин Токарев подчеркнул также, что компания уже три года последовательно уходила от валютных займов, которые были для нее рискованными, поскольку у «Транснефти» почти нет валютной выручки. Он не сообщил сумму погашения, но, согласно отчетности «Транснефти», на конец второго квартала непогашенный остаток китайского кредита составлял 109,85 млрд руб. (около $1,75 млрд).
Специалисты в отрасли говорили, что «Транснефть» окончательно решила поскорее избавиться от китайского кредита, срок планового погашения которого наступал только в 2029 году, после неудачной попытки захеджировать валютные риски через сделку со Сбербанком. Как рассказывала газета «Коммерсант», падение курса рубля в конце 2014 года привело к тому, что «Транснефть» потеряла на этой сделке 65,5 млрд руб. и даже пыталась оспорить ее в суде, в итоге заключив с банком мировое соглашение. По его условиям Сбербанк выдал «Транснефти» кредит на 253 млрд руб., значительная часть которого была направлена на досрочное погашение китайского кредита.
В начале лета сообщалось, что «Транснефть» планирует полное погашение китайского кредита на 2019 год. Изменение планов может быть связано с тем, что у «Транснефти» образовались свободные средства из-за того, что компании пока не удалось закрыть сделку по покупке доли группы «Сумма» в Новороссийском морском торговом порту, так как основные бенефициары «Суммы» Зиявудин и Магомед Магомедовы оказались под арестом. Кроме того, дополнительным риском является возможное ужесточение санкций со стороны США — в том гипотетическом случае, если будет введен запрет для «Транснефти» на расчеты в долларах, компания не смогла бы нормально обслуживать валютные займы.
— Основным плюсом для «Транснефти» в результате погашения валютных кредитов является то, что компания исключает валютные риски, как связанные с колебанием курсов, так и с возможными санкциями,— констатирует аналитик Райффайзенбанка Сергей Гарамита.
Справка. Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан», ВСТО) — нефтепровод, проходящий от Тайшета в Иркутской области до нефтеналивного порта Козьмино в Приморье. Трубопровод протяженностью почти пять тысяч километров соединяет шесть регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Ввод в эксплуатацию трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» и порта Козьмино в Приморском крае позволил экспортировать нефть нового перспективного сорта ESPO в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящее время грузооборот ООО «Транснефть — Порт Козьмино» составляет порядка 30 млн тонн. Основные импортеры — Китай, Южная Корея, Япония, Вьетнам, США, Сингапур, Таиланд, Тайвань, Индонезия, Филиппины, Индия, Перу, Малайзия, Новая Зеландия и Австралия.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА