«Приду и лично тебе начищу». Жертва насилия: избитая женщина «сама виновата»?
Это мероприятие могло бы не состояться. Международный фестиваль, посвященный проблеме домашнего насилия — «Не виновата» — прошёл более чем в 40 городах мира, в числе которых чудом оказался Владивосток. Организаторам фестиваля в столице ДФО пришлось пройти сквозь огонь и воду: столкнуться с многочисленными угрозами, отказами площадок в предоставлении помещения, игнорированием со стороны организаторов из центральной России. Однако, несмотря ни на что, энтузиастам удалось провести в «Артэтаже» знаковое для Владивостока мероприятие.
«Я за равенство, но я не феминистка»
Кто они, эти люди, которые сегодня бьются за права женщин? Как ни странно, среди них много молодежи. И это обнадеживает.
Организаторкой мероприятия в «Артэтаже», (именно так, организаторкой!), выступила активистка Алина Никитина, студентка факультета журналистики ДВФУ. Именно она прочитала первую из трёх заявленных лекций под названием «Зачем нам нужен активизм», говорила о трудностях феминистического движения в России.
— Кроме того, что это отнимает много денег, времени, сил, главная сложность заключается в том, что феминизм почти не поддерживается в российском обществе. Это создаёт трудности на каждом шагу. Главная причина: значение слова «феминизм» понимают совершенно неправильно. Приведу такой пример: перед этой акцией некоторые девушки писали мне сообщения: «Я против домашнего насилия, за равенство возможностей женщин и мужчин, но я не феминистка. Можно мне прийти?» Да что далеко ходить, ещё год назад у меня самой не поворачивался язык назвать себя феминисткой, хотя, когда я смотрела блоги на YouTube и читала статьи по теме, понимала, что мне близки все эти идеи. Всё потому, что в российском обществе быть феминисткой считается чем-то стыдным.
Вот сухая статистика: согласно проведенного в 2019 году опросу «ВЦИОМ» феминизм поддерживает лишь треть россиян (31%), хотя за стремление к полному равенству прав женщин и мужчин выступает большинство (62%) граждан РФ. При этом 62% опрошенных считают, что нужно стремиться к полному равенству прав мужчин и женщин, а 59% выступают за одинаковые обязанности полов. 55% процентов респондентов выступают против феминистического движения.
О чем это говорит? Да о том, что граждане России упорно не желают отделять мух от котлет. В сознании большинства феминизм отождествляется с наиболее радикальными его ответвлениями и обрастает различными, далекими от реальности стереотипами. Многие серьезно думают, что феминизм это борьба за матриархат и разжигание ненависти полов друг к другу, хотя это совсем не так.
Смотришь на Алину Никитину, и невольно вспоминаешь Розу Люксембург и Клару Цеткин. Тех самых женщин, жизнь и деятельность которых уже превратилась в миф. Напомним, в далеком 1910 году, на второй всемирной конференции женщин-социалисток, именно Роза и Клара предложили учредить специальный выходной для проведения демонстраций, митингов и шествий.
Люксембург и Цеткин мечтали привлечь внимания общества к проблеме неравенства мужчин и женщин. Именно оттуда и пошло 8 марта, которое сегодня, увы, превратилось в банальный, хотя и очень милый день «весны, любви, цветов и женской нежности». Хотя, по сути, это день памяти о том, какими невероятными усилиями женщины добились относительной независимости и возможности участвовать в жизни общества.
Память о том, как правильно отмечать 8 марта, постепенно возвращается, по крайней мере, среди молодёжи. Примером тому как раз и может служить международная благотворительная акция против домашнего насилия, к которой подключились 40 городов из разных стран мира, Владивосток, в том числе.
Казалось бы, такое во всех смыслах положительное, образовательно-благотворительное мероприятие должно было встретить широкую поддержку. Однако, вопреки ожиданиям, Алине Никитиной пришлось столкнуться с большими трудностями при организации этой акции.
— Как только мы сделали страницу этого мероприятия «Вконтакте» очень много парней стали писать мне сообщения примерно следующего содержания: «У нас в России женщин вообще не бьют, ты лжёшь. Проведёшь эту акцию — приду на неё и лично тебе начищу», — рассказывает Алина. — И грустно, и смешно: акция против насилия, а тебе хотят доказать то, что насилия нет именно с помощью насилия! Сообщений было так много, что первое время я даже думала ничего не проводить. Но проблема решается очень просто — бан-листом. Как правило, дальше угроз дело никогда не доходит.
Именно по этой причине, Алина Никитина считает, что изменить ситуацию можно только одним путем – не быть равнодушными. Нужно проводить подобные акции, объяснять, образовывать… Только когда в России перестанут впадать в ступор от слова «феминизм», многочисленные проблемы женщин в России начнут решаться.
«Маяк» для жертв домашнего насилия
К сожалению, пока в России женские права, особенно в части защиты женщин от домашнего насилия, понятие весьма относительное.
Об этом была вторая лекция мероприятия, которую прочла Регина Дзугкоева, руководитель благотворительной организации «Маяк», которая оказывает помощь жертвам домашнего насилия. Причем не только на территории Владивостока, где территориально существует, но и по всему Дальневосточному региону: в Хабаровском крае, Еврейской автономной области, в республике Якутия.
Движение выросло из инициативной группы пяти девушек, которые начали заниматься активизмом и правозащитной деятельностью. Для жертв домашнего насилия помощь «Маяка» неоценима: организация может предоставить жильё и пропитание на один-два месяца, помочь восстановить документы, предоставить бесплатного психолога и адвоката.
Помимо непосредственной поддержки жертв, «Маяк» проводит конференции, форумы, посвященные проблеме активизма, феминизма и гендерного равенства. Организация постепенно налаживает сотрудничество с другими благотворительными обществами, такими как «Живая Надежда», предоставляющий убежище для женщин и их детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. На данный момент в команду «Маяка» входит около 20 активистов.
— Официальной статистики семейно-бытового насилия в нашей стране не ведётся, но есть собственная статистика нашей организации, — рассказывала Регина Дзугкоева на своей лекции. — В среднем, в «Маяк» обращается одна жертва в неделю. Однако, несмотря на все наши возможности, которые могли бы помочь жертве начать новую жизнь, в большинстве случаев они предпочитают возвращаться к насильникам. Каковы причины? Привычка, надежды на любовь и исправление партнёра.
По словам Регины Дзугкоевой, довольно продолжительное время насилие рассматривалось, как утверждение иерархии: мужчины выстраивали вертикаль власти с помощью грубой силы между собой, а муж бил жену для того, чтобы доказать своё над ней верховенство. Это поощрялось обществом, как «воспитательный инструмент» и было закреплено на законодательном уровне. Поменялась эта ситуация лишь в XIX веке, когда активизировалась первая волна феминизма. Однако на практике мы всё равно видим: чем беднее страна, тем больше насилие игнорируется. Домашнее насилие в глазах социума почему-то упорно связано с традиционными ценностями, подкрепленными различными поговорками, такими как «Сор из избы не выносят», «Бьёт значит любит» и т.д. Женщина получила права и свободу, но установки в обществе и психике людей остались старые. Также женщины нагрузили на себя вдвое больше обязанностей, не разделив их с мужчинами, а некоторые мужчины, по инерции, ожидают от женщин исполнения определенной роли. Всё это — лишь те немногие причины, на почве которых может произойти насилие».
Напомним, что законопроект о семейно-бытовом насилии был опубликован на сайте Совета Федерации 29 ноября 2019 года и вызвал бурную полемику со стороны общественности. Одни критикуют закон, как слишком мягкий, другие опасаются, что его принятие может пошатнуть презумпцию невиновности. В любом случае, пока идут дебаты в отношении законопроекта, помощь таких организаций, как «Маяк» — неоценима для жертв домашнего насилия.
Музыка и феминизм: в чём связь?
Последняя лекция мероприятия оказалась на редкость неожиданной и интересной. Подготовил ее музыкальный журналист Пётр Полищук, который поделился со своим исследованием о том, как изменялся образ женщин-артисток в музыке.
Лекция Петра Полищука — яркий пример презентации исследовательского феминизма. В своём выступлении журналист поговорил о том, как образ женщины в панк-музыке помог изменить её восприятие в обществе.
Тема лекции звучала многообещающе: «Дестабилизация гендера: от Сьюзи Кватро до группы «Позоры». Подозреваем, это название может вызвать недоумение среди непосвященных кругов, не имеющих представление ни о Сьюзи Кватро, ни о группе «Позоры», ни о слове гендер. По этой причине, прежде чем приступать к разбору, стоит прояснить хотя бы значение слова «гендер».
Гендер — это совокупность стереотипов о поведении, образе мысли и жизни, связанных с женским или мужским полом. Большинство социальных организаций, в том числе и феминистических, отвергают прямую связь между гендером и полом, выступают против стереотипов поведения, за самоопределение себя, а также своих жизненных ценностей.
По мнению Петра Полищука, массовая культура, вслед за обществом, до сих пор транслирует стереотипное поведение, прочно вбивающееся на подкорку обывателя.
— Существуют три современных феномена, закрепляющих гендерные нормы в обществе: кино, реклама и музыка. На мой взгляд, самым важным является музыка, — рассказывает Пётр. — До восьмидесятых годов рок-музыка считалась гетеро-нормативной средой, созданной мужчинами для мужчин. Однако кто это вообще решил, что девушки занимают придаточную роль в рок-музыке? Находились самые невероятные объяснения. Например, исследовательница Камилла Палья в одном из своих интервью заявила: «Для виртуозной игры на гитаре, например, соло, необходимо обладать эгоистичным, агрессивным подходом. Самым горьким разочарованием в моей жизни было осознание неспособности женщины внести что-то важное в рок-н-ролл. Женщины сделали много интересных вещей в поп-музыке, но не в рок-музыке».
Интересно, согласилась бы с этим утверждением Земфира?
Полищук напомнил, что до 70-х годов не существовало песен, где женщина могла бы петь о своих чувствах к мужчине не с точки зрения «вернись ко мне, любимый мой». Эта ситуация начала меняться только в 80-ых годах, когда появились первые артистки, своим образом и поведением доказывающие, что женщина может быть не только слабой и жаждущей мужчину, но и сильной, уверенной в себе.
По мнению Полищука, причины первоначального отсутствия девушек на рок-сцене надо искать в закреплённых в обществе стереотипах. Образ, который упорно транслировало общество, рисовал женщину либо в качестве объекта желания, либо невротизированной героини, как придаток к яркому мужскому образу. Яркий случай: пара Янки Дягилевой и Егора Летова.
Полищук говорил о том, что музыка черпала своё вдохновение из эпохи романтиков, которые возносили и закрепляли образ слабой, эмоциональной женщины, которая рисовалась как некое существо, приближённое к природе, фактически синонимичное ей, и противопоставлялась цивилизованному миру. «За представлением о раз и навсегда закреплённом внутреннем устройстве женщины, следовали стереотипы о внешнем устройстве. В музыке это сводилось к вокалу, ибо вокал — непосредственно связан с природным дарованием. Поэтому женщины допускались в поп, но не в рок- музыку, где нужно было взаимодействовать с инструментом, подчинять его себе, быть активным субъектом».
Подробно об этой истории вы можете почитать непосредственно в статье Петра Полищука, которая скоро должна выйти в интернет-журнале «Зина».
После лекции была проведена благотворительная вечеринка в клубе «Водолей», деньги с которой пошли на помощь жертвам домашнего насилия в организацию «Маяк». Всего было собрано 9100 рублей.
Дарья Козырь