«Роснефть» качает права. Дело труба: Сечин наябедничал Путину
Глава «Роснефти» Игорь Сечин на фоне резкого падения цен на сырье предложил президенту РФ Владимиру Путину снизить тарифы транспортных монополий. В первую очередь компанию не устраивает плата за прокачку по системе «Транснефти», расходы на которую, по словам Игоря Сечина, составляют до трети в конечной цене нефти. В «Транснефти» считают такой подход односторонним. Эксперты же отмечают, что доля затрат на прокачку нефти в текущей конечной цене составляет около 15% на западном направлении экспорта и 18% на восточном.
«Роснефть» просит привести тарифы «Транснефти» и ОАО РЖД «в соответствие с текущими ценами» на сырье. Об этом глава нефтекомпании Игорь Сечин сообщил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Основное недовольство господина Сечина вызвали тарифы на прокачку нефти.
— Если в 2008 году, скажем, стоимость нефти в рублях составляла порядка 1,1 тыс. руб., сейчас 1,2 тыс. руб.,— это сопоставимые величины. Но раньше тариф был 0,822 тыс. руб. за тонну прокачки, а сегодня — 2,1 тыс. руб., — наябедничал глава «Роснефти» президенту. По словам Игоря Сечина, расходы на транспорт сейчас составляют 32% от конечной стоимости нефти. Владимир Путин пообещал рассмотреть этот вопрос.
Согласно отчетности, в прошлом году затраты «Роснефти» на транспорт нефти и нефтепродуктов составили 543,6 млрд руб. (в том числе 148 млрд руб. по железной дороге). Эти показатели включают не только российские, но и зарубежные активы. Средняя ставка прокачки по трубе при экспорте составила 2,27 тыс. руб. на тонну, при поставке на НПЗ — 0,82 тыс. руб.
В ОАО РЖД сообщили, что сейчас уже около 40% объема перевозок «Роснефти» охвачено скидками. «В целом же на 2020 год принято 15 решений о снижении тарифов на внутрироссийские и экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов, скидки составляют от 4,3% до 50%»,— отметили в монополии, добавив, что в 2019 году общая сумма скидки для отправителей нефтяных грузов составила почти 10 млрд руб.
В «Транснефти» не стали комментировать идею снижения тарифов. Собеседник «Коммерсанта», близкий к компании, отметил, что удельные затраты на транспортировку, выраженные в долларах, снижаются и сейчас составляют в среднем $0,77 за 100 тонно-километров против $0,96 в 2008 году. При этом в 2008 году еще не был построен трубопровод ВСТО («Восточная Сибирь — Тихий океан», от города Тайшет в Иркутской области до нефтеналивного порта Козьмино в Приморье). А там тариф значительно выше из-за протяженности, чем в европейском направлении, но и сам сорт ESPO дороже на $2–3 за баррель, чем Urals.
Эксперт также подчеркнул, что несправедливо привязывать тарифы на прокачку к цене сырья сейчас, когда цены упали: «Возникает вопрос, почему тогда нефтяники недоплачивали нам при высоких ценах на нефть».
Сейчас ФАС ежегодно индексирует тариф «Транснефти» по принципу «инфляция минус». К слову, ООО «Транснефть – Порт Козьмино» является одним из крупнейших налогоплательщиков Приморья.
Потенциальное снижение тарифов может серьезно затруднить реализацию инвестпрограммы «Транснефти». Недавно вице-президент монополии Максим Гришанин сообщил, что в связи со снижением грузооборота (в связи с сокращением добычи из-за сделки ОПЕК+) и необходимостью выплатить дивиденды в 81 млрд руб. за 2019 год монополия может столкнуться с дефицитом средств, поэтому предлагает выплачивать дивиденды в рассрочку. Если поступления от прокачки снизятся, «Транснефти» придется брать кредиты, чтобы выполнить инвестпрограмму, говорит один из экспертов в отрасли. «Неясно, почему такие же кредиты для оплаты транспортировки не может взять «Роснефть»,— добавляет он.
Судя по обозначенному главой «Роснефти» тарифу, речь идет о направлении прокачки нефти из Западной Сибири до портов Приморск или Усть-Луга на Балтике, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценке, расходы на транспортировку по трубе и перевалку в порту составляют примерно 15% от текущей стоимости нефти Urals. При поставках в Азию по нефтепроводу ВСТО (тариф 2747,62 руб. за тонну) с экспортом через порт Козьмино в Приморье с учетом перевалки нефти сорта ESPO в порту расходы составят примерно 18% от стоимости нефти по текущим котировкам, отмечает аналитик.
Фото пресс-службы президента РФ и Юрия МАЛЬЦЕВА