Сбой в Сбербанке. Системные ограничения: «банк специально создает трудности»?
Клиенты ряда российских банков испытывают трудности с использованием системы быстрых платежей (СБП). При попытке перевести деньги с ее помощью на счет в Сбербанке система часто выдает ошибку. Основная причина отказов в проведении операций — необходимость дополнительного согласия на получение переводов через СБП, которое Сбербанк просит от своих клиентов.
С трудностями при переводе средств в Сбербанк столкнулись клиенты ВТБ, Альфа-банка, Газпромбанка, «Ак Барса» и Абсолют Банка. По данным ВТБ, лишь одна из десяти попыток оказывается успешной. Ошибки вызваны отсутствием разрешения на получение перевода у получателя. При переводе пользователь видит сообщение о технологических работах в банке получателя или просьбу уточнить его реквизиты. Для решения проблемы банки информируют своих клиентов через социальные сети и официальные сайты о настройках, которые нужны для удачной отправки денег в Сбербанк.
Сбербанк подключил всех своих клиентов к СБП к концу мая. Изначально присоединяться к системе он не был намерен (в Сбербанке действует своя система переводов по номеру телефона), но был вынужден это сделать из-за вступления в силу закона, обязывающего системно значимые банки подключаться к ней. По данным ФАС, доля Сбербанка на рынке денежных переводов составляет 94%. По расчетам ВТБ, ограничения со стороны Сбербанка снижают потенциальный объем переводов через СБП в 2,5 раза.
Тем временем Банк России совместно с представителями банковского сообщества обсуждает возможность выплат зарплат через СБП. Сторонники проекта утверждают, что это позволит повысить конкуренцию и решить проблему «зарплатного рабства». Противники говорят, что проблема «зарплатного рабства» давно решена, а для того, чтобы сегодня менять сложившийся порядок выплаты зарплаты, нет ни экономического, ни социального обоснования.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА