Старшеклассников ждет новая реформа образования. Уже в сентябре школы не будут прежними
Страна в целом и Приморье, в частности, на пороге новой реформы образования. Об этом много говорили и вот, наконец, дождались. С какими нововведениями столкнутся школьники края в будущем учебном году? Об этом мы попросили рассказать министра образования Приморского края Наталью Бондаренко.
– Наталья Валерьевна, как известно, 1 сентября 2020 года вступает в силу Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС), что означает переход общеобразовательных учреждений на профильное обучение. Сколько профилей предполагается?
– Действительно, сбылась мечта многих – школы становятся профильными. Документ предполагает всего 5 профилей: естественнонаучный, гуманитарный, социально–экономический, технологический и универсальный. Для перехода на профильное образование, после получения аттестата за 9 класс, нужно будет оформить заявление, в котором следует указать выбранный профиль. Это касается только тех учеников, которые планируют продолжить обучение в 10 и 11 классах.
– Кто будет решать, какая школа получит тот или иной профиль?
— Каждая школа самостоятельно будет определять, по какому профилю ей работать, есть несколько критериев выбора. Во–первых, техническое оснащение учебного заведения. Так, если школа выбирает упор на научный профиль, то у нее должны быть кабинеты, оснащенные нужным оборудованием. Во–вторых, очень важен кадровый состав – это значит, что в школе должны преподавать учителя с профильным образованием. Не должно быть такого, что преподаватель математики параллельно ведет у учеников физику.
– Как быть, если школьник хочет изучать несколько профилей?
– У нас есть очень хороший универсальный профиль, который представляет собой набор из 8 обязательных базовых предметов, а также позволяет распределить детей на группы по выбранным предметам. Например, в школах формируется не больше 3–х групп на 20–25 человек, вот эти группы будут работать на углубленном уровне с каким–то определенным предметом.
– Наталья Валерьевна, учеников ждет не только переход на профильное образование, но и, так называемые, индивидуальные проекты. Что это такое?
– Индивидуальный проект представляет собой работу, чем–то похожую на курсовые в университетах. Количество индивидуальных проектов каждая школа будет определять самостоятельно. Это может быть один проект за несколько лет обучения, а может быть несколько. По индивидуальному проекту будет ставиться оценка в аттестате. Индивидуальный проект обязательно сопровождает педагог, который выполняет функцию научного руководителя. Сама цель проекта – поддержать интерес ребенка, за которым он в старшую школу пришел. Если ребенок ориентирован на точные науки, то в этом же направлении должен быть ориентирован проект. Важно подчеркнуть, что на индивидуальный проект будут выделены учебные часы, то есть это не самостоятельная работа.
– Среди нововведений есть еще непонятные слуху элективные курсы. А это что за предмет?
– Что касается элективных курсов, то они должны помочь устранить пробелы в знаниях. Например, дети не понимают дроби, тогда школа должна создать элективный курс по дробям. Если школа с уклоном, то элективный курс должен углубить процесс изучения профильного предмета. Элективный курс может идти четверть или две – этот вопрос решать должна сама школа.
–-А что будет с учебной нагрузкой на детей? Сегодня ситуация такая, что стонут и дети и родители! Времени, кроме школы, не хватает больше ни на что.
– Учебная нагрузка для детей будет значительно меньше, так как ненужные для ребенка предметы просто уберут. Либо вы к 17 предметам готовитесь, либо к 12, есть ведь разница!
– По сути, речь идет о новой реформе образования, которую долго ждали. Как думаете, через какое время можно будет говорить о первых результатах?
– Полагаю, станет ясно через два года, когда первые старшеклассники, полностью закончившие обучение по новой программе, получат аттестаты. Предполагается, что новая программа поможет школьникам с выбором будущей профессии, а также повлияет на качество образования в учебных заведениях. Это кардинально отличается от того, что было раньше в старшей школе. Но мы думаем, что качество полученного образования вырастет, хотя бы потому, что когда ребенок занимается теми предметами, которые ему нравятся, то качество всегда лучше.
Алина НИКИТИНА
Фото: ИА PrimaMedia