«Таинственная» одиссея. Судно для «Северного потока-2» охраняли корабли ВМФ
Принадлежащее «Газпрому» судно «Академик Черский», которое рассматривалось для достройки газопровода «Северный поток-2», вышло из Калининграда и направилось в Германию, свидетельствуют данные портала Marine Traffic.
В качестве следующего пункта назначения указан Мукран — морской порт на острове Рюген. Там находится логистический терминал «Северного потока-2», в котором хранятся трубы для него. Кроме того, в Мукран уже прибыла баржа «Фортуна» компании «МРТС».
Трубоукладчик вышел из Находки 10 февраля, обогнул Африку и 2 мая прибыл в порт Калининграда. В ходе своего рейса он многократно менял пункт назначения, словно «запутывая следы». Меры, принятые для безопасности перехода, объяснимы.
Очевидно, что это судно — единственный существующий инструмент для завершения газопровода «Северный поток-2». «Газпром» и российские власти уже давно ничего не говорят о том, как и когда планируется достроить газопровод, поэтому внимание мировых СМИ оказалось приковано к почти трехмесячному вояжу «Академика Черского» из Находки через Индийский океан и Атлантику с постоянно меняющимися точками назначения в Калининград.
На протяжении большей части маршрута в 30 тыс. км по океанам планеты судно сопровождали боевые корабли ВМФ РФ: от Находки до Шри-Ланки это был БПК «Адмирал Виноградов», от Шри-Ланки до как минимум Кейптауна — СКР «Ярослав Мудрый». Когда трубоукладчик проходил Ла-Манш, неподалеку от него находится буксир Северного флота «Николай Чикер».
Столь явная опека свидетельствует о стратегической значимости «Академика Черского». Судно на пути с Дальнего Востока в Северную Европу даже решило обогнуть Африку, а не идти гораздо более коротким путем через Суэцкий канал, то есть придерживалось международных вод.
Любопытен еще один факт: в нынешнем виде судно не готово к укладке труб, поскольку не оснащено сварочным оборудованием. «Газпром» в феврале уже провел тендер на модернизацию, однако только для труб диаметром до 32 дюймов (трубы «Северного потока-2» — 48 дюймов). Официальная цель — подготовка к работе на шельфе Сахалина.
Известно, что США готовы наложить санкции на любое судно и компанию, которые примут участие в работе над «Северным потоком-2». Поскольку подводных газопроводов диаметром 48 дюймов в мире строится, прямо скажем, очень мало, то заказ на модернизацию «Академика Черского» под такую трубу сразу сделал бы его участие в «Северном потоке-2» секретом Полишинеля. Остается лишь предположить, что предстоящие работы на судне расширят его возможности несколько больше, чем предусмотрено тендерной документацией, и на это счет предусмотрены дополнительные, не подлежащие огласке соглашения. В любом случае, время у «Газпрома» есть — учитывая крайне низкий спрос на газ в Европе, реальная потребность в «Северном потоке-2» возникнет у компании не раньше первого квартала 2021 года.
Как отмечал ранее Владимир Путин, Россия способна реализовать проект без привлечения иностранных партнеров. По его словам, «Северный поток-2» заработает до конца этого года или в первом квартале следующего. Глава «Газпрома» Алексей Миллер также заявлял, что у компании есть все средства, чтобы самостоятельно завершить строительство, но на это потребуется больше времени, чем предполагалось.
Фото пресс-службы «Газпрома»