Цены где-то в небесах. ФАС выдала «прозрачное» предупреждение «Аэрофлоту»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) требует от «Аэрофлота» разработать новую коммерческую политику, чтобы увеличить прозрачность ценообразования. Пока «Аэрофлот» пользуется американской системой Sabre: она автоматически высчитывает цену билета в зависимости от загруженности рейса и времени, оставшегося до вылета. Аналогичными системами пользуются и другие авиаперевозчики, но внимание ФАС к «Аэрофлоту» связано с его «доминирующим положением на рынке».
ФАС заявила о необходимости повысить прозрачность алгоритмов ценообразования крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот».
— Группа компаний «Аэрофлот» занимает доминирующее положение более чем на 100 внутрироссийских маршрутах, поэтому реализуемая авиакомпаниями группы ценовая политика отслеживается ФАС России. Особое внимание обращается на изменения в ценах на билеты одного и того же подкласса, в сегменте экономкласса, по мере приближения срока вылета,— сообщили в ведомстве.
В ФАС считают, что «Аэрофлот» должен разработать и утвердить новую коммерческую и ценовую политику. Например, жители Дальнего Востока имеют право знать, за что они платят деньги, скажем, при покупке авиабилета из Владивостока в Москву.
— Документ должен быть направлен на повышение прозрачности процедуры ценообразования и, с одной стороны, обеспечивать рентабельность перевозок и создавать источники для обновления парка воздушных судов, с другой — разъяснить потребителям алгоритмы обоснованного изменения цен,— говорят в ведомстве.
В ФАС добавили, что разработка коммерческой политики будет осуществляться в сотрудничестве с группой «Аэрофлот» и Минтрансом.
— ФАС выдала предупреждение «Аэрофлоту». Претензии в данный момент связаны с необходимостью разъяснений потребителям правил ценообразования. Речь не идет о нарушениях и штрафах, скорее о должном раскрытии информации для пассажиров,— пояснили в ведомстве.
В «Аэрофлоте» пока оставили заявление без комментариев. Источник, близкий к группе «Аэрофлот», заявил газете «Коммерсант», что компания применяет прозрачную систему ценообразования.
— Аналогичными системами долгое время пользуются сотни, а то и тысячи авиакомпаний, в том числе российских, — подчеркнул он.
Для определения цен на билеты «Аэрофлот» использует американскую систему Sabre. Система определяет цену на каждый рейс автоматически, исходя из даты рейса и спроса на него. Аналогичными системами пользуются все крупные международные перевозчики и российские авиакомпании. Подобные методики используют и железнодорожные перевозчики. Тем не менее, в начале года глава ФАС Игорь Артемьев заявлял, что ведомство попытается повысить прозрачность тарифов и совместно с авиакомпаниями разработать более прозрачную систему определения цены.
Согласно ст. 64 Воздушного кодекса РФ, плату за воздушные перевозки устанавливает авиакомпания, которая самостоятельно принимает решение о выполнении полетов по конкретным маршрутам исходя из их экономической целесообразности. В Росавиации отмечают, что цены на авиаперевозки не относятся к сфере антимонопольного регулирования.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)