Уберите «блатных». У нас список формальных привилегий на дорогах самый большой в мире
Полиция не верит в значительное снижение смертности на дорогах в ближайшие годы. МВД предлагает увеличить допустимые показатели по гибели в ДТП до 8,4 человек на 100 тыс. Согласно майским указам президента Владимира Путина и нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», уже через четыре года Россия должна была выйти на лучшие мировые показатели — не более четырех погибших на 100 тыс. населения.
Удастся ли властям снизить смертность на дорогах? И насколько реален показатель в восемь человек на 100 тыс.? Ситуацию прокомментировал руководитель общественного движения «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.
— Это был небольшой холодный душ в виде предварительной полугодовой статистики, которая даже с учетом того, что страна находилась в режиме карантина и ограничения движений, мягко говоря, ужасающая. Все идет разрозненно, у каждого своя степень ответственности, и у нас происходит то же самое, что и в городских дворах: вычистили один дом, а дальше не моя территория, лежат сугробы, и мне абсолютно наплевать. Конечно, статистика может подгоняться, и это было сделано несколько лет назад, когда тех, кто умирал на больничных койках от ран, вывели из категории погибших на дороге. Собственно, поэтому удалось автоматически за счет небольшого такого ухищрения сразу же улучшить статистику на 5-7%, ничего не делая. Сейчас действует именно метод неотвратимости наказания. Штраф хоть на 100 тыс. руб., хоть на 200, хоть на миллион уже не действует. Нужно было сразу по закону ввести ответственность за пострадавших. Стоимость смерти должна оцениваться не в миллион рублей, а в 10-30 млн руб. Где эту сумму возьмет человек — уже второй вопрос, — заявил эксперт.
Согласно нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» уже к 2030 году летальность на российских дорогах должна стать нулевой. Для этого из бюджета в рамках программы планировалось выделить почти 5 трлн руб. Для снижения уровня смертности при ДТП в России нужно решить проблему необоснованного преимущества у некоторых участников движения, считает директор Института транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
— За последние годы смертность на дорогах в России снижается очень приличными по мировым меркам темпами. У нас эта цифра составляет порядка 12 единиц, ее хотят снизить к 2024 году в три раза, то есть смертность на дорогах надо сокращать на 20% в год. Такого не бывает. Цифра, заданная министерством, несколько больше восьми, достижима. Какая простейшая институциональная мера применяется во всех странах с высоким уровнем безопасности? Тотальное равенство на дорогах всех участников дорожного движения. У нас список формальных привилегий на дорогах самый большой в мире: какой-нибудь второй помощник прокурора имеет на дороге больше прав, чем Ангела Меркель. Не нужно быть большим ученым, чтобы рассказывать, что такое неформальные привилегии на дорогах России. Пока мы это не устраним, попасть в высшую лигу нам просто не светит. Вопрос не в том, что права, свободы, гуманитарные ценности — это просто объективный факт, подтверждаемый мировой статистикой, — подчеркнул он.
По данным Росстата, в прошлом году в ДТП в России погибли почти 17 тыс. человек — это около 50 смертей в день. Ранения в авариях получают более 600 человек ежедневно.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)