Вкусно, но холодно. Продажа мороженого в Поднебесную как зеркало российско-китайского бизнеса
На форуме «двадцатки» в китайском Ханчжоу президент России Владимир Путин преподнес лидеру КНР Си Цзиньпину ящик российского мороженого. Этот жест российского лидера стал одним из самых запоминающихся эпизодов прошедшего в Китае форума. И самым символичным, если говорить о текущем развитии российско — китайских отношений: вкусно, но холодно.
Тема российского мороженого и его влияния на мировые бизнес-процессы впервые громко прозвучала на саммите ВЭФ во Владивостоке. Некий китайский бизнесмен пожаловался, что любимое российское лакомство нельзя ввозить в его страну партиями, чем немало удивил президента Путина.
«Это что, национальное достояние, культурная ценность?» — поразился российский президент, и пообещал привезти мороженого председателю Си в подарок. Сказано — сделано. Си Цзиньпин был искренне рад ящику холодного лакомства, который привез с собой друг Владимир.
— Большое спасибо за вкусное мороженое, — поблагодарил российского президента китайский руководитель.
После этого телефон генерального директора владивостокской «Фабрики Мороженого» разорвался от телефонных звонков. Спрашивали одно: ваше?..
— Честное слово, не знаю! — отвечал директор фабрики Владимир Михин.
С другой стороны, Владимир Путин улетал в Китай из Владивостока в субботу вечером, сразу после пресс-конференции, где прозвучал знаковый вопрос по мороженому. Где президент Путин мог взять мороженое в субботу вечером?
— Я так думаю, везде! — улыбается директор фабрики мороженого. — Но если мороженое наше, надеюсь, Владимир Владимирович привез китайскому премьеру «Царский десерт». Эту нашу марку мороженого в Китае успели не только распробовать, но и полюбить. Да и название как раз для подарка лидеру соседней державы! — То есть, вы продаете свою продукцию в Китай?
— Разумеется, — отвечает Владимир Михин. — На китайский рынок мы вышли больше семи лет назад. Поэтому, когда услышал по телевизору вопрос китайского бизнесмена нашему президенту, сразу стал его разыскивать. Нашел! Сейчас мы с ним ведем переговоры о поставках.
Слова руководителя КНР облетели все мировые СМИ, и могли бы стать лучшей рекламой российского продукта. Казалось бы, за чем же дело стало? Рядом с Приморьем рынок, где проживает четыре миллиарда человек, любителей полакомиться мороженым. Увы, на сегодняшний день китайские товарищи кушают натуральный молочный продукт, по большей части, только во время туристических поездок в российские города. Это при том, что жители Владивостока, который переживает нынче настоящий бум китайского туризма, с изумлением наблюдают в супермаркетах тотальную любовь соседей из Поднебесной к натуральному кефиру, ряженке, натуральным йогуртам… Кто там сказал, что китайские организмы отторгают молоко? Ничего подобного, судя по очередям в кассы супермаркетов.
Если учесть, что в ближайшей к Приморью провинции Хэйлунцзянь проживает 4 млн человек, владивостокская фабрика мороженого должна была озолотиться. Однако пока подобных процессов не наблюдается. К сожалению, потенциальные возможности упираются в реальные проблемы. По словам директора, в год владивостокская «Фабрика Мороженого» производит порядка 4 тысяч тонн продукции. Для экспорта в Китай на фабрике готовы нарастить производство. Благо, рынок у соседей практически бездонный.
— Чтобы выйти на рынок в Китае, прежде всего, нужно было пройти сертификацию, — рассказывает Владимир Михин. — Как выяснилось, в Китае в принципе нет мороженого на молоке, только на воде. Когда преодолели этот барьер, возникла еще одна проблема. Как выяснилось, в Россельхознадзоре есть список импортеров в Китай, куда нужно было попасть. Сделать это можно было только через Москву. Когда все оргвопросы были решены, начались выставки и презентации непосредственно в Китае.
Вкусное российское лакомство пришлось по вкусу жителям Поднебесной. Потихоньку пошли продажи. Сначала объемы были скромные, максимум два контейнера в год, то есть 24 тонны. Пока китайцы только формируют культуру потребления национального русского продукта. Мороженое для них, все же, экзотика. Приживется ли холодное сладкое лакомство у соседей, во многом зависит от такой банальной вещи, как логистика.
— Это перечеркивает все, — уверен директор фабрики мороженого Владимир Михин. — Мороженое — продукт, который тает. На этапах перевозки до потребителя нужно выдерживать температуру минус 24 градуса. А у китайцев, зачастую, холодильников таких нет! Но, главное, нет понимания, что наш продукт нужно доставлять до покупателя именно при такой температуре. Если меньше — теряются вкусовые качества. Китайское же мороженое зачастую хранится при минус 16.
— То есть, вы сами по Китаю свой продукт не развозите?
— Конечно нет! Мы везем в рефрижираторах до границы. Переходим ее. Там у нас мороженое забирают, и дальше его судьба уже не в нашей власти. Вот, посмотрите! — директор открывает окно в кабинете и показывает во двор фабрике, где выстроились небольшие грузовички с логотипами мороженой фабрики. — Вот в этих фургончиках мы развозим нашу продукцию по магазинам Владивостока. Температура хранения продукции в машинах от минус 25 до минус 30 градусов. В Китае пока такая логистическая схема не выстроена. А ведь если покупатель купит один раз подтаявший продукт и он не понравится, второй раз вряд ли будет… Поэтому мы стараемся задавать своим партнерам вопросы: где они хранят нашу продукцию, каким образом перевозят? Нам известно, что именно из-за проблем доставки в магазины китайские покупатели теперь стараются покупать российское мороженое зимой. К сожалению, в холодный сезон наша продукция в Китае значительно вкуснее, чем летом! Потому что вкусовые качества не портятся по дороге.
Еще один момент, связанный с освоением китайского рынка, это обязательная регистрация товарных марок. В противном случае могут иметь место нюансы, мягко говоря. К примеру, один известный приморский производитель алкоголя успешно поставлял на рынок в Китае свой фирменный продукт, причем делал это несколько лет без регистрации товарного знака. Закончилось тем, что нашелся ушлый китайский гражданин, который срисовал с бутылки торговую марку, оформил ее на свое имя, тем самым наложив запрет на экспорт продукции из Приморья. Так что дружба дружбой, но ухо нашим надо держать востро. Надуть потенциального конкурента — вполне нормальная китайская практика. Менталитет соседей надо принимать во внимание.
— Марку «Царский десерт» мы давно зарегистрировали, — говорит Владимир Михин. — Сейчас в процессе регистрации еще ряд товарных знаков нашей продукции. К этому процессу мы относимся серьезно. Потому что планы на развитие торговли с Китаем у нас большие.
— Но сейчас-то, после того, как российское, читай — приморское мороженое, оценил сам Си Цзипинь, дело пойдет, как вы думаете? — спрашиваю директора фабрики. — Мы все на это надеемся, — улыбается Владимир Александрович. — Если в Китае реклама происходит на уровне государства, товар обычно начинает хорошо продаваться. Тем более, что в Китае, в двухтысячных годах, на уровне правительства признали, что детям для полноценного развития нужно употреблять молочные продукты, минимум 200 грамм в день. Как раз порция мороженого!
Лада ГЛЫБИНА