Вместе по пути. Около 3 миллиардов долларов китайских инвестиций заявлено в ТОР и Свободный порт Владивосток
Более 20 проектов на общую сумму около 3 млрд. долларов заявлено китайскими инвесторами для реализации в территориях опережающего развития и Свободном порту Владивосток. Такие цифры привел замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков в ходе форума «Арктика — территория диалога» в Архангельске.
В мероприятии приняли участие вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин и вице-премьер Государственного совета Китайской Народной Республики Ван Ян.
— С удовлетворением отмечаем, что по итогам прошлого года нам удалось преодолеть негативные тенденции двусторонней торговли и нарастить товарооборот на 4%, — подчеркнул Дмитрий Рогозин. — Мы видим очень хорошие показатели в начале этого года, в январе двусторонняя торговля увеличилась на 58% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Вице-премьер Государственного совета КНР Ван Ян добавил, что благодаря личному вниманию и усилиям государственных руководителей председателя КНР Си Цзиньпиня и президента России Владимира Путина, китайско-российские торгово-экономические отношения преодолели негативные последствия спада мировой экономики и продолжают развиваться во всех сферах.
Стороны обсудили перспективы освоения Арктики и вопросы совместного использования Северного морского пути. Это главная судоходная магистраль в Арктике и кратчайший морской маршрут, связывающий европейскую часть России и Дальний Восток. Интерес к развитию Севморпути сегодня проявляет и государство, и крупный бизнес, в том числе зарубежный. Подтверждением этому является растущий с каждым годом грузопоток. В 2015-м объем достиг 5,4 миллиона тонн, что на 45,4 % больше, чем годом ранее. А в 2016-м грузопоток вырос еще на треть и составил 7,26 миллиона тонн. По словам замглавы Минэкономразвития Александра Цыбульского, это «рекорд за всю историю существования СМП». По мнению экспертов, в перспективе морские грузопотоки в Арктике могут увеличиться более чем в 10 раз. При оптимистичном сценарии развития Северного морского пути к 2020-2022 годам объем грузоперевозок по нему может составить 60 миллионов тонн.
Участники форума также отметили, что сегодня правительство России создает качественно новые механизмы поддержки инвесторов. Льготные режимы для бизнеса, созданные на Дальнем Востоке, востребованы сегодня и китайскими компаниями. Ими заявлено более 20 проектов для реализации в рамках ТОР и Свободного порта Владивосток, общий объем инвестиций составляет около 3 млрд. долларов. Как отметил замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков, перед министерством стоит задача за два года увеличить эту цифру до 16 млрд.
Продолжается совместная работа по реализации проекта развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Кроме того, по итогам «дня китайского инвестора», проведенного в Хабаровске, принято решение оказывать содействие в реализации еще 4 крупным проектам китайских компаний с объемом инвестиций 2,87 млрд. долларов. Среди них — строительство в прибрежной зоне Владивостока гостинично-жилого комплекса «Дом в море» в форме современного лайнера и создание на острове Попова морского биотехнопарка «Островной».