Вот так номер. Нововведения для десятков миллионов владельцев карт Сбербанка
На этой неделе десяткам миллионов клиентов Сбербанка станут доступны переводы по номеру телефона через Систему быстрых платежей ЦБ (СБП). В результате количество физических лиц, подключенных к сервису, вырастет многократно. Однако, как отмечают участники рынка, сложность подключения в мобильном сервисе банка может заметно снизить количество клиентов по сравнению с потенциальной аудиторией.
До конца этой недели Сбербанк должен подключить большинство своих розничных клиентов к Системе быстрых платежей (СБП). Как сообщили в банке, полномасштабное внедрение планируется завершить в ближайшее время: «ожидается, что к началу июня сервис станет доступен всем клиентам Сбербанка в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» на платформах iOS и Android». Первая волна подключения прошла 13 мая — тогда к СБП получили доступ более 90 тыс. пользователей «Сбербанк Онлайн». По данным источников на платежном рынке, к СБП уже подключены десятки миллионов клиентов Сбербанка.
По данным годового отчета банка, в 2019 году ежемесячное число активных пользователей сервиса составило 54 млн человек, ежедневное количество превысило 24 млн человек. При этом общее количество активных клиентов-физлиц превысило 96 млн человек.
Сейчас к СБП подключена 61 кредитная организация. С момента старта в январе 2019 года через систему проведено более 15 млн операций почти на 128 млрд руб. По данным ЦБ, с момента запуска ею хотя бы один раз воспользовались 3,4 млн уникальных пользователей. Таким образом, после присоединения клиентуры Сбербанка аудитория сервиса увеличится многократно. В Банке России отметили, что подключение крупных участников рынка к системе в первую очередь расширяет возможности клиентов. С этим согласны и банкиры.
— Чем больше клиентов получат доступ к переводам по номеру телефона, тем лучше будет для развития системы в целом и для каждого ее участника, — уверена руководитель центра компетенций инновационных технологий цифрового бизнеса ПСБ Ольга Алексюк.
— Это положительно не только для одного конкретного банка, но и для системы в целом, которая станет самой массовой площадкой для обмена денежными средствами, — согласен директор по инновациям СКБ-банка Виталий Копысов.
При этом банкиры даже неофициально не опасаются роста перевода средств в направлении Сбербанка, а некоторые ждут от подключения крупнейшей кредитной организации к СБП собственной выгоды. Управляющий директор управления трансакционного бизнеса банка «Открытие» Михаил Щипков отмечает, что полноценное подключение всех крупных игроков будет способствовать сокращению расходов банков на комиссии платежных систем от перетока части объемов переводов из сегмента р2р (перевод от физлица физлицу) в СБП.
Более активно будет меняться и рынок наличных платежей — в частности, традиционная модель работы клиентов с банкоматами.
— Из тех, кто сейчас делает переводы через СБП,— 65% ранее в основном пополняли счета с помощью наличных через банкоматы»,— указывает исполнительный директор банка «Русский стандарт» по развитию Елена Петрова. Теперь модель поведения «снять в одном банкомате и внести в другой» уходит в прошлое, «возможность бесплатного использования СБП ее полностью замещает», отмечает госпожа Петрова.
При этом в ряде банков отметили сложный путь, который необходимо пройти клиенту Сбербанка, чтобы подключить возможность принимать и отправлять деньги. Для этого надо войти в «Профиль», затем — в раздел «Настройки», прокрутить его почти до конца и войти в пункт «Соглашения и договоры». В нем надо войти в Систему быстрых платежей, где поставить галочку рядом с согласием на обработку данных и нажать кнопку «Подключить». Затем необходимо подключить входящие и исходящие платежи. Лишь после этого в разделе «Платежи» появится пункт «Перевод по Системе быстрых платежей».
В одном крупном банке отметили, что это «не клиентский подход» и из клиентов Сбербанка подключатся только те, кому это действительно очень нужно. В ВТБ пояснили, что новым клиентам других банков, которым станет доступен сервис СБП, также необходимо будет дополнительно давать свое согласие на входящие переводы в рамках системы.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА