Задняя передача дел. «Там кошмар» — Тарасенко передал дела Кожемяко
На рабочей встрече с исполняющим обязанности губернатора Олегом Кожемяко экс-врио главы Андрей Тарасенко представил вновь назначенному руководителю проекты, реализация которых начата в Приморье.
«Нет никакой красоты»
Высокие стороны начали с главного.
— Да, Олег Николаевич, ездил по всем территориям, по районам. Начнем с самой главной территории – это город Владивосток. В самом Владивостоке огромная проблема в том, что существует долг, муниципальный долг. 5 миллиардов составляет. Он висит на коммерческом банке, город проценты платит и проценты немалые, порядка 350 миллионов по году идет процент. Это серьезное для города, Вы сами понимаете. Любой такой момент как наступление зимы, снег, снегопад, и, когда денег нет у города, обеспечение кредита идет — это ненормальное явление. Поэтому одна из задач стояла и население поддержало — решить с этим долгом так, чтобы как-то освободить эти «оковы». Я обратился к Владимиру Владимировичу по поводу разрешения этой ситуации, перевести этот долг с коммерческого на бюджетный кредит. Он беспроцентный будет и будет какой-то график погашения — там 10 лет… Владимир Владимирович поддержал, Силуанову отписал и на стадии это решение, то есть Силуанов распоряжение готовит. И я думаю, решение этого вопроса надо довести до конца, — поведал Тарасенко. — Следующая у нас в городе беда — это общественный транспорт. Те автобусы, которые сегодня имеются, они куплены в Китае, Корее…
— …Разномастные? Старые? — уточнил Кожемяко.
— Да, там кошмар. Они горят, они ломаются, у них нет запчастей и так далее. Куплены по остаточной стоимости, Вы сами понимаете, что происходит, когда вот такой вот разноброд. То есть, нет никакой культуры, нет никакой красоты. Мне вот понравилось у вас на Сахалине, когда я приехал, вы одели всех в форму. У вас стандартные автобусы… Вот эту вот культуру сюда надо тоже ввести в город, чтобы она была. Студенты жалуются порой, автобус не подходит и так далее. Это массовое такое… и вся эта несистемность приводит к тому, что народ опять жалуется…
— …Высказывает недовольство, это в общем-то сказывается на настроении, — задумался Кожемяко, которому выбираться.
— Поэтому была договоренность о том, чтобы нам определить какое-то предприятие, которое поставит все автобусы – около 300 автобусов на край. — Новых, на край? — Да. «Волжанка», я вел переговоры. Это в Волгограде. Хорошие автобусы, мы часть этих автобусов сюда привезли для апробации, потому что у нас же рельефная система, это же не равнина, где те ездят. Ну посмотрели…
— Они заднемостовые?
— Да они хорошие, заднемостовые. Мосты нормальные, хватаются…
«А у меня яма за ямой»
Поговорили и о вечном — рыбном рынке, который не может создать ни один мэр и ни один губернатор. И, конечно, о падающих в реки мостах.
— Еще важный для края вопрос — мосты. У нас 1400 примерно мостов, из них около 400 полностью убиты. Последнее наводнение еще повредило 27 мостов. Беда очень серьезная, мы своим бюджетом не справимся. У меня задача была найти эти средства. И Владимир Владимирович тоже дал добро, на это дело готовит Росавтодор средства… Сразу говорим, дороги тоже нужно делать, — рассказал Тарасенко.
— Да, 50% просто неудовлетворительное состояние, — еще больше озадачился Кожемяко.
— Еще мы договорились в части строительства новой дороги Владивосток–Находка–Порт Восточный. Сегодня мы строим от Владивостока до Находки дорогу. Она должна была быть в течение пяти лет построена. Но это долго. Поэтому было обращение к Владимиру Владимировичу, он дал добро — дал 140 миллиардов рублей, чтобы навстречу строить кусок этой дороги из Находки, чтобы быстрее можно было ездить и сократить путь. Потому что действующая дорога – вся убитая. Из-за того, что там ездят самосвалы. Только подлатаешь, опять самосвал проехал, продавил. Дороги, которые строились по проектам в 60-70-х годах, они не предусматривали такой нагрузки на ось, и получается, что они не выдерживают и ломаются. А у меня есть норматив. Вот получаем мы, например, форму одежды на три года ношения, даже если она висит или ты где-то ползаешь в ней — без разницы, три года. То же самое по дороге — на квадратный метр я имею право потратить три рубля, больше не имею права, тогда это будет нецелевое использование. А у меня яма за ямой, только я заделал ее, завтра опять должен. А нормальную дорогу не могу сделать, потому что у нее только через пять лет срок капитальной замены. И у меня вот такая ситуация получается — не могу перерасходовать средства и не могу вложить, потому что есть закон. Чтобы быстрее все это сделать, мы сделали обращение, и президент согласился.
«Такой пласт работы»
После «формы одежды» чувствовалось, что Кожемяко начал малость уставать от разговора и вороха только взваливаемых на себя проблем. А Тарасенко продолжал радовать «преемника» накануне выборной кампании.
— Теперь по дольщикам. У нас очень много домов, которые были брошены застройщиками — кто в бегах, кто еще где. Решение требовалось — люди пострадали. Взять их и оттолкнуть, сказать: ищите своего строителя, — нельзя, надо им помочь. Поэтому было принято одно из решений, что мы находим строителей и даем им возможность заработать деньги, для этого площадку под застройку даем, а проблемный дом он обязуется взять и достроить, и закрыть вопрос дольщиков. Такие обязательства были приняты… Ну еще в городе один проблемный вопрос связан с территорией, границами. У нас есть такое военное лесничество, в котором мы сегодня скованны в развитии города — лес военный. И, соответственно, ни строек, ни микрорайонов. Мы даже вот Снеговую Падь если строим, то строим уже в зонах военного лесничества — то есть на своей земле, но там лес военный, и конфликт интересов происходит. Тоже самое все рассказал Владимиру Владимировичу, он говорит это неправильно…
— Могу от себя сказать большое вам за это спасибо. За то, что такой пласт работы…, — вежливо, но сдержанно поблагодарил Кожемяко.
— И тут последнее. У нас много жалоб еще по «Аэрофлоту», вы знаете всю эту ситуацию — мы президенту доложили. Он сказал, что так не должно быть, что «Аэрофлот» летал и должен летать. Эта ситуация ненормальная, когда компания «Россия» только будет летать, вы знаете, там условия немного хуже. Нельзя так.
— Ну да, нельзя обижать приморцев… Я и сам летал «Россией», есть различия. Хотя они обещают модернизировать самолеты, поставить новые на дальневосточные линии, сделать систему гаджетов, пригласить кухонное обслуживание аэрофлотовское, ну посмотрим, как будет развиваться история. Но это письмо — хорошая поддержка…
Это только краткое содержание диалога. Наверное, Тарасенко был готов рассказать еще много, но новый врио понял, какие завалы предстоит разгребать. Это еще про «Хаятты» не поговорили…
— Андрей Владимирович, ну достаточно много работы сделано, — на торжественной ноте закончил разговор Кожемяко.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА и пресс-службы администрации Приморья