Заправиться до весны. Вице-премьер Козак сделал жесткое заявление о ценах на топливо
Правительство России продолжает контролировать топливный рынок для сохранения целевых показателей, — заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. Он надеется, что после марта 2019 года не потребуется заключать новых соглашений с нефтяниками.
— Я видел соответствующие заголовки, что правительство отказалось от контроля над ситуацией на рынке моторного топлива. Это не так, — заявил Козак. Он добавил, что достигнутая по целевым показателям договоренность составляет 1,7% из-за увеличения НДС вместе с прогнозируемой инфляцией «равномерно по месяцам». «Потребуется ли для этого заключать новое соглашение с нефтяниками или нет? Это мы увидим примерно в середине марта, увидим, как на практике работает механизм, который предусмотрен в так называемом налоговом маневре»,— сказал господин Козак.
Если механизм не сработает, что правительство, по словам вице-премьера, либо усовершенствует его, либо заключит с нефтяниками новое соглашение.
— Но в любом случае не допустим стремительного роста цен на моторное топливо, — жестко заверил он.
Напомним, потребительские цены на бензин в России выросли в 2018 году на 9,4%, что более чем в два раза превышает инфляцию (4,3%). С начала 2019 года стоимость топлива также растет как в опте, так и в рознице. На резкий рост цен обратило внимание правительство РФ и потребовало заморозить цены на топливо до марта 2019 года. Однако эксперты опасаются, что эта мера впоследствии спровоцирует еще больший рост цен.
— Все-таки без учета действий регуляторов оставлять ситуацию невозможно. Безусловно, у нас нет государственного регулирования цен, но есть регуляторы, которые экономическими рычагами должны каким-то образом стабилизировать рынок. Я думаю, что все равно топливный рынок без такого влияния и воздействия регулятора не останется. Когда соглашение закончит действие, то все-таки необходимо учесть, что хотя и заморозка как таковая снята с розничного бизнеса нефтяных компаний, но, тем не менее, в соглашении или в протоколе совещания у Козака записан максимально возможный рост цен на АЗС нефтяных компаний — 1,7% в январе. В дальнейшем он должен остаться на уровне годовой инфляции в месячном выражении. Поэтому такое сдерживание роста цен на АЗС нефтяных компаний, конечно, будет оказывать влияние на весь розничный бизнес, потому что все-таки у нас он конкурентный. На таком рынке повышать цены выше других игроков просто невозможно. Что касается оптовых цен, все будет зависеть от того, как сработают на обратный акциз демпирующие механизмы. Ясность будет где-то в конце февраля. Я не вижу на сегодняшний день веских факторов для того безумного роста цен, который был в прошлом году, — уверен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
— Мы соблюдаем это соглашение неукоснительно. При этом интересным моментом является то, что правительство, ставя своей целью уменьшить, насколько я понимаю, или снижать рост цен, одновременно предпринимает мероприятия, с неизбежностью влекущие повышение цен — увеличивает акцизы, увеличивает НДС. Я понимаю, что НДС не имеет своей целью именно повышение цен на бензин, но как бы здесь ничего не поделаешь. Существует эффективные рыночные способы, мы много раз об этом говорили. Во всяком случае, если правительство не видит необходимости дальше продолжать административное регулирование, это, наверное, неплохо. В цене на бензин цена нефти, которая является переменной, играет очень маленькую роль, в районе 7% в ценообразовании бензина играет цена на сырье. Все остальное — это фискальная нагрузка, в первую очередь, и издержки производства, издержки уже инфраструктуры и так далее, это розница. Поэтому, если мы с вами выучим главное правило, что главной составляющей цен на бензин является фискальная нагрузка, то, значит, цена на бензин зависит от фискального регулирования, — прокомментировал вице-президент компании «Роснефть» Михаил Леонтьев.
Фото Юрия МАЛЬЦЕВА (из архива)