Новости и комментарии свободного порта Владивосток
+12
°
C
Макс.:+8
Мин.:+6
Вт
Чт
Пт
Сб

«Завтра – боевая работа»: как Тихоокеанский флот обеспечивал полет Юрия Гагарина

Рубрика: Политика
12.04.2021

«Товарищи! Завтра — боевая работа. Проверьте свою готовность. Помни, что четкой работой каждого матроса, старшины и офицера штурманской боевой части мы обеспечиваем безаварийный запуск в космос первого человека».

Такой уникальный «боевой листок» перед особо важной работой прислал в народный проект «Мой Гагарин», который ведет «Российская газета», Анатолий Серков из Ухты. В 1961-1965 годах он служил в должности машиниста-турбиниста флагманского корабля «Сибирь» Тихоокеанской гидрографической экспедиции — ТОГЭ-4 в звании матроса. Под таким названием работал отряд из четырех кораблей Тихоокеанского флота Минобороны, выполнявших особое задание. Вот что рассказал Анатолий Серков:

— 5 января 1959 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании плавучего измерительного комплекса для проведения испытаний изделий типа Р-7». В рекордно короткие сроки, за полгода переоборудовали сухогрузы и назвали «Сибирь» (флагман со штабом и адмиралом), «Сучан», «Сахалин» и «Чукотка», оснастив их аппаратурой слежения, снятой с наземных пунктов. Своим ходом Севморпутем корабли добрались на Дальний Восток. Первая боевая работа произошла 21-22 октября 1959 года.

20 января 1960 года корабли под командованием будущего контр-адмирала, а тогда капитана первого ранга Юрия Ивановича Максюты, участвовали в первом испытании знаменитой Р-7 — королевской «семерки» на предельную дальность в акватории Тихого океана возле Гавайских островов. А 12 апреля 1961 года там же обеспечивали полет Гагарина. Потом работали со всеми космонавтами из первого отряда.

Ту историческую записку – «боевой листок» написал наш флагманский штурман Владимир Константинович Гаранин, с которым мы вместе служили. Сейчас ему 91 год. По-прежнему дружим и общаемся. Езжу к нему из Ухты в Питер.

На наших кораблях впервые в СССР были вертолеты: для отслеживания с воздуха, с близкого расстояния приводнение головной части ракеты в расчетное место. На гипотенузу треугольника, обозначенную кораблями. Военные моряки раньше никогда не находились столь долго, по три-четыре, а то и пять месяцев в океане. Работы было много по испытаниям. Ели сухую картошку с луком, муку, в которой завелись жучки и которую мы просеивали на Юте на глазах у американцев.

Нас плотно опекали корабли США с воздуха, с моря, из-под воды. Так плотно, что рукой можно подать до корабля — есть фото и видео, как их, так и наше. Служили по форме одежды: трусы, берет, деревянные колодки. Причем все — от адмирала до матроса.

По предложению Главного конструктора Сергея Королева был создан и гражданский флот — Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР. В некоторых задачах, например контроля параметров полета космических аппаратов ТОГЭ-4 и суда СКИ ОМЭР могли дублировать друг-друга. Но испытаниями новых вариантов всех межконтинентальных баллистических ракет занимались только военные моряки. Они внесли большой вклад в развитие нашей пилотируемой космонавтики.

Фото из личного архива Анатолия Серкова